Цвингер. Фото.

Галерея старых мастеров. Дрезден.

Введение

Отправляемся в дрезденский Цвингер, в котором чего только нет!

Визитной карточкой является «Сикстинская мадонна», но я попробую представить альтернативный взгляд на собрание коллекций Цвингера. Так что никаких описаний в духе википедий и умничаний — просто субъективный взгляд на самое интересное и запоминающееся.

Скульптуры галереи старых мастеров

Все знают, что такое Цвингер — дворцовый ансамбль в стиле позднего барокко, построенный в 1711–1722 гг., предназначенный не для проживания — а для проведения празднеств, торжеств.

Но вот дословный перевод немецкого слова Zwinger озадачивает.

У этого слова несколько лексических значений:

  • крепость, тюрьма;
  • ход между окружными стенами средневековой крепости;
  • крепостная башня;
  • тюрьма, темница;
  • клетка для зверей;
  • конура, медвежатник.

Так что назвать место для увеселений «крепостью» или же «конурой» саксонским правителям XVIII века позволило либо изрядное чувство юмора, либо непереводимая для нас игра смыслов.

Цвингер легко узнать на плане по своеобразной замкнутой форме зданий, входящих в его комплекс. Сегодня в Цвингере расположено три музейных собрания: Картинная галерея Старых мастеров, Физико-математический салон, Собрание фарфора.

Цвингер. Фото.

В книге-путеводителе по галерее на русском языке на задней обложке весьма остроумно размещена цитата о посещении галереи писателем Достоевским:

В галерее стояла страшная жара. Феде сегодня все было не по нутру, как с ним это часто случается. И на все, что ему еще вчера нравилось, сегодня он даже смотреть не хотел. […] Поскольку он близорук, и очков при себе у него сегодня не было, он не мог рассмотреть сегодня «Сикстинскую мадонну» как следует. И тогда он решился встать на стул, чтобы получше рассмотреть ее. В другое время он бы никогда не решился привлекать на себя столько внимания, а сегодня он сделал это, несмотря на мои возражения. К нему подошел смотритель и сказал, что это запрещено. […] В самом деле, что же будет за хаос, если каждый станет рассматривать картины так, как ему заблагорассудится.

Из дневника Анны Григорьевны Достоевской, Дрезден, 26 (14) июня 1867 года, о совместном посещении галереи с мужем, Федором Михайловичем Достоевским.

Прежде чем войти внутрь — еще одно маленькое лирическое отступление.

Дело было лет десять назад.

В ту пору счастье самостоятельных автопутешествий по Европе было мне недоступно. Вот и отправилась я автобусом из Праги на однодневную экскурсию в Дрезден.

Сопровождавшая наш автобус гидша на протяжении двухсполовинойчасового пути несколько раз загадочно обмолвилась о том, вот бы нам повезло с экскурсоводом в Дрездене… И когда мы должны были забирать его забирать, она счастливо возопила:

— Как же вам повезло! Вам достался лучший проводник по Дрездену!

Экскурсовод оказался по совместительству художников, если я не совсем забыла, то звали его вроде как Вилли. Неважно, я зато хорошо помню его рассказ о Дрездене и картинной галерее, на проведении экскурсий в которой он имел лицензию.

Так вот, он нам вначале сказал приблизительно следующее:

— У вас всего полтора-два часа на посещение Цвингера. Если вы побежите смотреть все подряд — у вас все перемешается в голове и запомните только «Сикстинскую мадонну», потому что о ней вы знали до приезда. Я покажу вам полтора десятка картин — и вы запомните их.

Так оно и получилось: те, кто к нам не присоединился, гоняли с аудиогидом по залам, а у нас сложилось целостное понимание собрания.

Тогда на меня самое большое впечатление произвела «Шоколадница», а еще я впервые увидела Вермеера — и все пыталась понять, где у него в картине спрятан источник света, от чего такое сияние исходит. Поэтому было очень интересно сравнить впечатления десятилетней давности и сегодняшние.

Цвингер. Фото.



Юдифь и голова Олоферна (Юдифь I)

"Юдифь и голова Олоферна". Густав Климт.

Экспонаты

«Спящая Венера» Джорджоне

Знаковое для мирового искусства явление. Это первое изображение обнаженного тела находящейся в спокойствии женщины: до Джорджоне к этой теме никто не обращался — после него появилось множество подражаний.

Венера. Тициан.

«Мадонна с розой» Пармиджанино

На первый взгляд, это скорее Венера с Купидоном. А все потому, что художники-маньеристы стремились облачать любой религиозный сюжет в светскую оболочку.

Мадонна с розой, Пармиджанино.

Два портрета работы Ганса Гольбейна Младшего

Первый из них хорошо известен — это двойной портрет Томаса Годсельва и его сына сэра Джона. Нотариус и судья Томас Годсельв был секретарем и хранителем королевской печати у Томаса Кромвеля, казначея короля Генриха Восьмого.

Томас Годсельв и его сын. Ганс Гольбейн Младший.

Второй портрет хоть и не так хорошо известен, но впечатление производит мощное. Можно подумать, что этот сильный и уверенный в себе мужчина — королевских кровей. На самом деле это портрет Шарля де Солье, сьера де Моретт, который был посланником в Англии и за свою жизнь успел послужить четырем французским королям. «Если когда-нибудь существовал портрет на вечные времена, то таковым является этот», — говорится об этом образе в одном из журналов эпохи немецкого романтизма.

Шарль де Солье. Ганс Гольбейн Младший.

Еще один знаменитый портрет, который знают все — но мало кто сможет назвать авторство.

Портрет мальчика. Пинтуриккио.

Портрет мальчика создал итальянский художник Бернардино ди Бетта Биаджо, по прозванию Пинтуриккио. Это одна из самых востребованных картин в галерее.

О мастерстве в передаче психологии и эмоций в этом портрете кто только не писал, но мне очень нравится высказывание искусствоведа М. Алпатова:

Лицо мальчика выполнено так старательно, словно художник опасался упустить мельчайшую подробность его внешнего облика. Между тем за каждым штрихом и мазком стоит уверенность мастера, прошедшего хорошую школу рисунка. Уверенно поставлена голова и построено лицо, тонко очерчены лоб, нос, глаза, подбородок. Точность рисунка позволила «донести» до зрителя такую деталь, как чуть заметно выпяченные губы. Поистине это единственный в мировом искусстве портрет ребенка, в котором характерные детские «губки домиком» так хорошо показаны!

Портрет мальчика. Пинтуриккио.

Складной алтарь. Ван Эйк.

Складной алтарь, который выполнил Ян ван Эйк, снабжен каллиграфически выполненной подписью: «Иоганес ван Эйк написал и окончил меня в году 1437 от Рождества Христова. Настолько хорошо, как я мог».

Складной алтарь. Ян ван Эйк.

Боттичелли, сцены из жизни Святого Зиновия

Это очень необычная картина, на ней последовательно изображены четыре эпизода:

  1. мальчик погибает под колесами повозки;
  2. убитая горем мать приносит тело в храм;
  3. благодаря молитве святого епископа Зиновия мальчик возвращается к жизни;
  4. предчувствую свою кончину, епископ Зиновий благословляет священников.

Деталь картины в галерея старых мастеровТакие картины создавались во Флоренции в XV веке: на них рассказывалась история из нескольких событий. Поэтому картины были горизонтального формата, их называли «сундуковыми» или «шпалерными» — в зависимости от того, где они размещались: на передней стенке сундука, ларя или на стене на уровне глаз, чтобы можно было подробно рассмотреть кипучую жизнь и множество маленьких фигур. В этом можно легко убедиться: в левом верхнем углу подпоясанная кошка фланирует по карнизу:

"Сцены из жизни Зиновия"

Ведуты Бернардо Беллотто по прозвищу Каналетто

Дрездену повезло: в масштабных полотнах этого венецианского мастера запечатлена история строительства города. Каналетто создал двадцать пять полотен: это виды на город со стороны реки Эльбы, а также отдельные площади и улицы.

Излюбленная перспектива у художника — это вид на город с моста или противоположного берега, откуда взгляд охватывает и мост, и панораму города, и Эльбу:

Пейзаж Каналетто.

И, конечно, в галерее нашлось место прославленным венецианским видам:

Пейзаж Каналетто.

С масштабными полотнами Каналетто можно спутать большое полотно Иоганна Александра Тиле — это «Скачки в Цвингере 1722 года». Интересно, что к этому времени еще не все здания комплекса были построены, но художник смело перенес на полотно недостающие постройки, позаимствовав их из архитектурного проекта.

«Скачки в Цвингере 1722 года». Иоганн Александр Тиле.

«Святое семейство», Андреа Мантенья.

Нет однозначного мнения, кто изображен рядом с Мариеей и младенцем-Иисусом: это либо родители Марии — Иоаким и Анна, либо это мать Иоанна Крестителя — Елизавета и святой Иосиф, обрученный муж Пресвятой Богородицы.

Святое семейство, Андреа Мантенья.

Контраст между нежными детскими лицами и лицом Марии подчеркивается строгим обликом пожилых людей. Лицо пожилого человека на картине очень напоминает классический римский портрет, возможно, именно чтобы подчеркнуть это сходство, рядом с картиной установлен бюст.

Святое семейство. Бюст в Цвингере.

«Динарий кесаря», Тициан.

В основе сюжета картины — библейская история о том, как фарисеи задали Иисусу провокационный вопрос, чтобы потом донести на него. Когда один из евреев спросил, стоит ли платить налоги кесарю, Иисус показал на отчеканенный на монете портрет кесаря и произнес: «Отдайте кесарево кесарю, а Богу богово».

Казалось бы, что в этом примечательного?

А то, что эта картина служила дверью шкафа, в котором богатый заказчик хранил свое золото!

Тициан. Динарий Кесаря (1514).

Сделаем перерыв — на минутку заглянем в зал гипсовых копий. Интересно наблюдать над тем, что техника борьбы за пару тысяч лет мало изменилась:

Гипсовая скульптура в Цвингере. Борьба.

Алтарь Святой Екатерины, Лукас Кранах Старший

Вторая центральная фигура, помимо Екатерины, — палач в яркой желтой блузе и полосатых рейтузах. Пожалуй, выразительный облик этого бесстрастного и неумолимого человека первым привлекает к себе внимание, чем стоящая на коленях христианская святая в богатом бархатном платье и украшениях по средневековой моде.

Момент запечатлен драматический: по легенде, мудрую и образованную Екатерину приговорили к смертной казни через колесование из-за того, что она обратила в христианство пятьдесят языческих профессоров. Во время казни по ее молитве с небес пал огонь — и уничтожил пыточное колесо. После этого святую обезглавили.

Алтарь Святой Екатерины, Лукас Кранах Старший.

«Вирсавия у фонтана», Рубенс

Зал исторической живописи на втором этаже галереи — это торжество фламандского подхода к живописи.

Ограничусь приличествующей случаю цитатой из Гете:

То, что художник не любил или не любит, ему не следует рисовать! Да он и не может рисовать что-либо другое! Вам рубенсовские женщины кажутся слишком мясистыми! Но я говорю вам: это были его женщины. И если бы он населил небеса и преисподнюю, землю, воздух и море нематериальными ангелами, то был бы плохим мужем, и никогда бы изображенные им тела не были бы настоящими, крепкими, именно рубенсовскими телами.

«Вирсавия у фонтана», Рубенс.

«Рембрандт и Саския в притче о блудном сыне»

Современные методы исследования объяснили, почему у женщины неестественно вывернута к спине голова и почему ее туловище расположено так далеко на заднем плане. Художник приступал к полотну, переделывал его, обрезал холст, закрашивал одни фигуры — и добавлял другую, изменяя композицию. И все же, каждый, кто сейчас увидит эту картину, невольно улыбнется тому молодому веселью, которое вызывают в здоровом мужчине вино и женщины. О последствиях — смотрим в Государственном эрмитаже.

Рембрандт и Саския в притче о блудном сыне

«У сводни», Вермеер

О Вермеер, названный с легкой руки Петра Вайля «самым большим» из «малых голландцев»!

Долгое время он был в тени забвения, но как-то постепенно произошло изменение общественного сознания, а уж после кинофильма с прекрасными актерами в главных ролях автор «Девушки с жемчужной сережкой» был обречен стать культовым персонажем.

Нам посчастливилось дважды бывать в Делфте — родном городе художника, где он жил и был похоронен в старом городском соборе. На его могильной плите изображен медальон Святого Луки — символ гильдии, к которой принадлежал Вермеер. Гильдия объединяла художников, скульпторов и печатников, которым покровительствовал святой Лука — он, как считается, первым изобразил Деву Марию.

В немногочисленных дошедших до нашего времени картинах Вермеера нет места религиозной тематике — достаточно вспомнить о Реформации в Нидерландах, которая избавила церкви от живописи и обратила внимание художников на заурядные повседневные вещи, зачастую — низменные.

Вот и на картине Вермеера, представленной в дрезденской галерее Старых мастеров, запечатлен момент оплаты предстоящей любовной услуги: девушка в светлых и ярких одеждах уже раскраснелась — то ли от стыда, то ли от выпитого вина, в ее протянутую руку гуляка вкладывает монету, старая сводня предвкушает вознаграждение, а музыкант (в котором современники узнали автопортрет) как бы приглашает посмотреть на эту сцену со стороны.

Всякий видевший еще одну картину Вермеера — «Молочница» — узнает яркую желтую блузу, которая красуется на девушках. Все объясняется очень просто: художнику очень нравился ясный и сильный цвет этого предмета одежды, который принадлежал его властной теще, и поэтому несколько раз наряжал своих натурщиц в тещину блузу.

Хотя ни о каких подробностях жизни Вермеера можно и не знать: просто любоваться мягким бархатистым ворсом цветастого ковра и трещинками на поверхности фарфорового кувшина.

У сводни. Вермеер.

«Завтрак с ежевичным пирогом», Виллем Клас Хеда

О великие «малые голландцы»!

Разбросанные драгоценными жемчужинами по лучшим музейным собраниям мира голландские натюрморты сегодня выполняют ту же роль, что и в момент их создания: напоминают о скоротечности времени — но без морализаторства.

Пожалуй, мерцание солнечного луча на ножке металлической чаши и отражение окна в зеленом стеклянном бокале в голландском натюрморте, вершиной которого стали работы Хеды, — это лучшее эстетическое наслаждение, которое может предоставить мировая живопись.

«Завтрак с ежевичным пирогом», Виллем Клас Хеда.

«Молитва святого Бонавентуры», Сурбаран

Эту картину легко представить себе в храме где-нибудь в сердце Испании — в Толедо или Саламанке. Черное и красное, сияющий свет, исходящий от ангела, который открывает святому имя будущего Папы римского, скромный монашеский балахон и торжественные кардинальские одежды — это так в духе испанской старины. Увы, в дрезденской галерее это притягивающее внимание полотно не снабжено комментарием аудиогида, хотя его можно смело отнести к шедеврам самого высокого уровня.

Молитва святого Бонавентуры, Сурбаран.

«Шоколадница», Жан-Этьен Лиотар

Эта скромная пастель на пергаменте, растиражированная на упаковках шоколадных конфет, на самом деле намного волшебнее, чем может показаться на плоской репродукции. На очарование этого образа работает не только виртуозная техника, но и способ демонстрации картины: пастель размещена в затемненном помещении, искусно подсвечена и источает неземное сияние.

Шоколадница. Вермеер.

«Сикстинская мадонна», Рафаэль

Без комментариев.

Впечатления

Увы, в поход по музею я снова забыла взять важнейшую вещь — очки. Так что многие детали от меня ускользнули. Но и при близорукости в поле зрения попали детали, которые иначе как «курьезами нашего городка» сложно назвать.

Вот, например, животные на старинных полотнах — это прямо «остров доктора Моро» какой-то, сплошные неанатомические уродцы:

Деталь картины в галерея старых мастеров

Деталь картины в галерея старых мастеровА как вам курносый змей-искуситель?

Деталь картины в галерея старых мастеровАнгелы не только отличаются разным цветом крыльев…

…но и степенью трудолюбия (на еще одной совсем не получившейся фотографии ангелочек лихо драит полы):

Деталь картины в галерея старых мастеров

Пока Святой Себастьян на картине страдает согласно утвержденному канону, богатые аристократки скучают от заминки в действии:

Деталь картины в галерея старых мастеров

Действительно, уже по положению руки, подпирающей капризное личико, понятно, что экзекуция длится долго и все устали ждать, когда этот гадкий христианин уже скончается и можно будет идти домой обедать.

Покидая галерею, не забываем заглянуть в сувенирный магазин: здесь довольно милые чашки (берем с «Шоколадницей» и рафаэлевыми ангелочками), разные издания на русском языке, ну и традиционные блоки для заметок.

 

Справочная информация

Всемирной известности Галерея старых мастеров, открытая в 1855 году, обязана выдающимся запасов признанных шедевров. Коллекция музея посвящена итальянской живописи эпохи Возрождения, и включает в себя работы таких крупных художников как Джорджоне, Тициан, Корреджо, Мантенья, Боттичелли, Пармиджанино и Рафаэля («Сикстинская мадонна»). Кроме этих живописцев в постоянной экспозиции присутствуют произведения знаменитых голландцев 17-го века. Рембрандт и его последователи широко представлены в стенах музея. Также, на выставке представлены картины древнегерманской школы, испанских и французских художников 17-го века.

Относительно плотно висящие друг к другу картины великолепно дополняются рамами золотого цвета, создавая ощущение пространства. На текущий момент в галерее роль играет и цвет стен. Красный, например, используется в качестве фона для итальянских произведений, а голландская и фламандская живопись размещена на стенах зеленого цвета.

Краткая история

Основанная Августом I Саксонским в 1560 году галерея начала стремительно наполняться. Покупка новых экспонатов, политические события (например, Семилетняя война), а также обновленные требования к галереям того времени привели к тому, что возникла необходимость в создании нового здания музея. По проекту Готфрида Семпера за восемь лет был построен дворец в стиле неоренессанса, который в дальнейшем получил название Галереи старых мастеров. Это связано с тем, что число экспонатов продолжало расти, после чего было принято решение по перемещению картин 19 (и далее) века в отдельное здание (Галерею новых мастеров).

Во время второй мировой войны часть коллекции (около 200 работ) были уничтожены, а многие работы оказались в Советском Союзе. В 1995, однако, по решению Совета министров СССР, все произведения вернулись в Дрезден, в честь чего почта Германской Демократической Республики выпустила серию марок «Из СССР».

Скульптура

В музее, помимо картин, представлен также ряд скульптур, многие из которых представляют собой бронзовые копии знаменитых статуй (например, «Похищение Сабинянок»)

 

  • Ян Ван Эйк
  • Альбрехт Дюрер
  • Лукас Кранах
  • Гольбейн
  • Ганс Гольбейн
  • Пинтуриккио
Галерея старых мастеров. Дрезден. обновлено: 21 августа, 2020 автором: Egor Zeganov

Похожие записи..

Добавить комментарий

Adblock
detector