Сатурн, Пожирающий своего сына. Фрагмент.
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Картина «Сатурн, пожирающий своего сына»

29.09.2016


Художник: Гойя (1746–1828).
Тип: холст, масло.
Местонахождение: Музей Прадо, Мадрид.

Сатурн, Пожирающий своего сына. Гойя.

Гойя

Франсиско Гойя — ведущая фигура испанской живописи 1785–1820 годов. Достойный преемник таких великих мастеров как Эль Греко, Хусепе Рибера, Сурбаран и Веласкес, мастер жил в смутные времена, застав французскую революцию, войны и наполеоновские походы. Кроме того, в возрасте 46 лет Гойя начал страдать глухотой и периодическими приступами депрессии, что сказалось на его темном романтизме и фресках, известных как «черные картины», состоящие из кошмарных образов и изображений звериной жестокости. Также трудный период связан с серией гравюр «бедствия войны» (1810–1820). Мрачные работы представляют собой описание трагических событий, происходящих в Испании 1800-х годов. Стоит заметить, что ни одна из этих работ не была предназначена для публичного представления и не была похожа на портреты и религиозные работы, какие Гойя делал для испанского королевского дворца и знати.

Сатурн, пожирающий своего сына

Предистория

«Сатурн, пожирающий своего сына» — один из самых запоминающихся и незабываемых образов Гойи, принадлежащий с серии «черных картин». Эти фрески созданы Гойей на отштукатуренных стенах его дома (известного как Кинта-дель Сордо, «Вилла глухого») — расположенного на берегу реки Мансанарес, неподалеку от Мадрида. Изначально, стены украшались позитивными изображениями, поднимающими настроение, но со временем мастер стал создавать жесткие и тревожные композиции, причиной чего стала нарастающая депрессия и паранойя, а также опасения по поводу грядущей смерти. Мастер не писал, не говорил и вообще не прикладывал никаких усилий для того, чтобы данная серия известной. Лишь в 1874 году, спустя 50 лет после смерти художника, работы были перенесены со стен на холст.

Сюжет картины

История, которую иллюстрирует работа, отсылает нас к мифу о римском боге Сатурне, который испугавшись пророчества о том, что будет свергнут одним из своих сыновей, пожирал потенциальных конкурентов. В конце концов жена Сатурна утаила шестого сына, Юпитера, и пророчество исполнилось. Существует мнение о том, что вдохновение Гойя почерпнул из одноименной работы Рубенса, но свирепость и безжалостность, с которой Сатурн ест ребенка, контрастирует с хладнокровностью и методичностью персонажа Рубенса, что делает фреску ужасающей и уникальной.

Сатурн, Пожирающий своего сына. Рубенс.

Картина Рубенса

Анализ и интерпретация

Картина демонстрирует психопата, который не в состоянии контролировать свои действия. Грубость, обнаженность, спутанность волос Сатурна, а также широкий взгляд и агрессивное поведение — все это указывает на истерическое безумие. Возможно, это отсылка к ужасным событиям, происходящим в Испании того времени. Сумасшедший бог уже оторвал и проглотил голову ребенка, правую руку и занят поеданием левой, а его руки так сильно впиваются в жертву, что пробивают кожу. Существуют доказательства того, что в исходном изображении у Сатурна был эрегирован фаллос, что наполняло работу еще большим ужасом.

Сатурн, Пожирающий своего сына. Фрагмент.Фрагмент работы

Как обычно, некоторые вопросы остаются без ответа. Например, округлые ягодицы и форма бедер недоеденной жертвы свидетельствуют о том, что Сатурн пожирает скорее свою дочь, нежели сына. Кроме того, она вовсе не является ребенком, это хорошо развитая молодая женщина. Аллегорическая картина трактуется по-разному. Некоторые искусствоведы считают, что она может символизировать испанское государство, пожирающее собственных граждан, другие интерпретируют Сатурна как французскую революцию, или даже Наполеоне.

Картина «Сатурн, пожирающий своего сына» обновлено: 23 октября, 2017 автором: Egor Zeganov

Похожие записи..

Добавить комментарий

Adblock
detector