Бунтарь Караваджо

20.04.2016


Несколько фактов из жизни Микеланджело да Меризи. Мировозрение своенравного художника.

Караваджо. Мария Магдалина в экстазе

Мария Магдалина в экстазе

Караваджо

Микеланджело да Меризи (1571–1610), более известный как Караваджо, был столь же неистов и революционен в своем творчестве, сколь неуравновешен и неутомим в жизни. Образ жизни задиры и дуэлянта совершенно расходился с нормами поведения той эпохи. Караваджо убил своего противника на дуэли, и ему пришлось бежать из Рима — культурной столицы Италии и колыбели барочной живописи. Спасаясь от меча правосудия, художнику пришлось скрываться в Неаполе, на Мальте и Сицилии.

Распятие апостола Петра, КараваджоРаспятие апостола Петра

Необыкновенные натюрморты с цветами и фруктами, портреты детей, прорицателей и музыкантов, выполненные по заказам влиятельных особ, наконец, крупноформатные алтарные картины, изображающие сцены из жизни Христа, Богоматери и снятых, — все произведения Караваджо расходятся с современными на тот момент живописными нормами и идеалами красоты. В произведениях Караваджо отражено самобытное понимание реализма. Существовавшая со времени Возрождения градация жанров, разделяющая их на «высокие» (изображающие святых и небожителей) и «низкие» (отражающие жизнь простых людей), не играла для него никакой роли. Художник точно и достоверно передавал детали обстановки и индивидуальные особенности людей как в возвышенных творениях на религиозные темы так и в простых портретах.

Иоанн креститель, КараваджоГерои художника так же красивы или уродливы, как люди на улице. Однако в итоге взору зрителя предстает не современная жизнь Италии, а видение живописцем этой жизни, пропущенное через призму художественного восприятия и реализованное в мастерской живописца. Это достигается различными художественными средствами, прежде всего приемами освещения, которые характеризуется невиданным по резкости контрастом световых плоскостей с темными участками полотна, и проявляется практически во всех произведениях художника. В колорите преобладают чистые оттенки коричневого. Натурализм Караваджо был новаторским явлением, и очень немногие современники художника смогли его воспринять. Но несмотря на критику в его адрес, знатные жители Рима делали Караваджо крупные заказы.

Жертвоприношение АвраамаЖертвоприношение Авраама

Микеланджело да Меризи иной раз позволял почти недопустимые вольности. На Тридентском соборе (1563) отразившем противостояние католицизма Реформации, в числе прочих был принят специальный «Живописный эдикт», суть которого сводилась к следующему: следуя духу Контрреформации, римские теологи запретили придавать ликам святых на иконах и картинах черты обычных людей. Непослушание грозило художникам строгим наказанием. Но Караваджо не только наделял образы святых индивидуальными чертами, но посмел изобразить в облике Девы Марии свою возлюбленную. Католическая церковь трактовала подход художника как вызов христианской морали. Но художник оставался верен своему видению религиозной картины мира, своему пониманию истинной веры.

Бунтарь Караваджо обновлено: 11 сентября, 2017 автором: Egor Zeganov

Похожие записи..

Добавить комментарий

Adblock
detector