Год создания: 1595.
Тип: холст, масло.
Габариты 92.5*127.8 см.
Экстаз святого Франциска
«Экстаз святого Франциска» (или Блаженство святого Франциска) является работой итальянского мастера барокко Микеланджело Меризи да Караваджо.
Картина является первым полотном Караваджо на религиозную тему. Датируется 1595 годом и была создана после того как кардинал Франческо Мария-дель-Монте стал покровителем художника. Она считается одной из первых картин, выполненных Караваджо в статусе «художника Дель Монте».
Изображен на картине святой Франциско Ассизский в момент получения ран, оставленных в теле Христа при распятии.
Легенда
В 1224 году Франциско удалился в пустыню с небольшим числом своих последователей, чтобы созерцать Бога. Ночью на склоне горы брат Лео увидел шестикрылого серафима (высший чин ангелов), который спустился вниз в ответ на молитвы Франциско, чтобы тот смог узнать страдания Христа и его любовь.
Внезапно появился ослепительный свет. Будто небеса разверзлись и, разбрызгивая всю свою славу, обрушили водопад цветов и звезд. В центре этого яркого водоворота ослепительно мелькнул лучик и упал прямо перед остроконечными скалами, на которых стоял Франциско. В свете открылась фигура с лицом Иисуса и крыльями, два из которых были объяты огнем и направлены вверх, два других открывались в горизонтальном направлении, а последние шли вдоль фигуры. Сверкающие раны несли выражение сверхъестественной красоты и печали. Вдруг, потоки огня из ран ангела пронзили руки и ноги Франциско, будто гвозди, в его тело вонзился луч света (копье судьбы), и кровь хлынула из ран. Франциско издал могучий крик, наполненный радостью и болью. Пламенный образ, будто зеркало, отражал фигуру. Затем ангел исчез, а окровавленный Франциско упал на землю.
Картина
Картина Караваджо менее драматична. Шестикрылого серафима тут заменяет ангел с двумя пернатыми крыльями. Ни насилия легенды, ни луж крови, криков, огненных образов Христа тут нет. Нежный ангел держит упавшего святого и своими размерами кажется больше. Спутники Франциско почти невидимы в темноте на заднем плане.
Тема картины была популярна с 13-го века, однако, Караваджо представил, наверно, самую интимную версию истории. Как уже было сказано, признаков стигмат, потоков крови или грозных Серафимов тут нет. Лишь две фигуры освещены неземным сиянием в ночи.