Алтарь Девы Марии. Ганс Мемлинг.

Ганс Мемлинг. Известные работы.

09.03.2018


Краткая биография

Ханс Мемлинг (около 1433, Зелигенштадт, Гессен – 1494, Брюгге) своим творчеством знаменует переход от готики к Возрождению. Вероятно, учился в некой мастерской на Среднем Рейне или в Кельне, а затем у Рогира ван дер Вейдена в Брюсселе. Сохранились письменные свидетельства его пребывания здесь в 1465, а в следующем году — в Брюгге. Опираясь на опыт ван дер Вейдена и Дирка Боутса около 1470 создает собственный стиль. Он выражается в богатом колорите, грациозности фигур, а также в подробной передаче деталей. Мемлинг компонует много раз измененные и добавленные им детали в спокойной единой композиции. В поздних произведениях отходит от традиций раннего Возрождения.

Известные картины

Портрет старой женщины (1470–1475)

Портрет старой женщины. Ганс Мемлинг.

Дерево, масло, 35*29 см Лувр, Париж.
На этом фрагменте парного портрет, где пространство ограничено, изображение женщины целиком выдвинуто вперед. Произведение является часты двойного портрета. Художник делает акцент не на изображении перспективы, а на достоверной передаче деталей. Здесь не идет речь о выявлении характера. Но при этом личность женщины отображена выразительно и не забываемо. Хотя пейзаж контрастирует с темным фоном, он не отвлекает от созерцания картины.

Страшный суд (около 1471)

Страшный суд. Мемлинг.

Дерево, масло. Центральная часть 223*160,5 см, боковые части 223*72,5 см. Национальный музей, Гданьск.
В центре триптиха — сцена Страшного суда. Бог Вседержитель (Maiestas Domini) восседает на радуге. Под его ногами — земной шар. Лилия и меч — слева и справа от головы — символы чистоты и справедливости. Христос окружен апостолами, заступниками и просителями — Девой Марией и Иоанном Крестителем, а также ангелами. В руках ангелов орудия Страстей Христовых. Ниже фигура архангела Михаила. Он взвешивает души праведников и грешников. Черти загоняют проклятых в ад, а блаженные входят в рай. На стеклянной лестнице их приветствует святой Петр, а потом одевают ангелы. Из-за небесных врат с аркой, богато украшенной изображениями музицирующих ангелов, исходит золотой свет. На заднем плане виден ландшафт, выполненный достаточно детально. Мемлинг не пишет больше своих персонажей как анонимные фигуры, он придает им индивидуальные, портретные черты. Конечно, нельзя определить, все ли фигуры имеют портретное сходство с реальными современниками, но душа на левой чаше весов архангела очень напоминает Томмазо Портинари, партнера заказчика. Алтарь, композиция которого выполнена по образцу картины Рогира ван дер Вейдена «Страшный суд», был заказан Анджело ди Якопо Тани (1415–1492), торговым представителем в Брюгге, для своего родного города Флоренции. Когда произведение перевозилось по морю, оно было захвачено пиратами и попало в Гданьск.

Алтарь Девы Марии и Иоанна Предтечи (1479)

Алтарь Девы Марии. Ганс Мемлинг.

Дерево, масло. Центральная часть 172*172 см, боковые части 172*79 см. Музей Мемлинга, Брюгге.
На левой створке алтаря изображена сцена обезглавливания Иоанна Крестителя. Для нее характерны глубокие линии, ведущие к типичной для картин Мемлинга высоко расположенной линии горизонта. Видения Иоанна Евангелиста на Патмосе, написанные на противоположной доске, напоминают фантастический мир форм Иеронима Босха. Оба святых являются, наряду со св. Варварой и ангелами, свидетелями Мистического обручения святой Екатерины, изображенного в центре. Алтарь, вероятно, предназначался для госпиталя святого Иоанна в Брюгге. Как и во многих своих работах, Мемлинг пишет подробные сцены из жизни святых на фоне пейзажа. Кроме того, здесь просматривается и мирская жизнь. На средней доске в глубине можно различить очертания города Брюгге. Там разгружаются и обмериваются винные бочки — привилегия, которой был удостоен странноприимный дом города с XIV века.

Семь радостей Марии (около 1480)

Семь радостей Марии. Ганс Мемлинг.Дерево, масло, 81*189 см. Старая пинакотека, Мюнхен.
Мемлинг использует здесь необычно широкий для пейзажей формат, чтобы изобразить все 25 эпизодов истории искупительного подвига Христа и жизни Богоматери — от Благовещения, в доме на левом краю картины, до Успения Девы Марии — справа, под аркой ворот. В центре картины Поклонение волхвов, которое относится к главной теме композиции, Семи радостям Девы Марии. Возможно, написать такую сценическую, ни с чем не сравнимую композицию, которая изначально была предназначена для церкви святой Марии в Брюгге, Мемлинга побудили современные ему театральные мистерии. В левом углу картины рядом с гербом показан даритель купец Питер Бултин со своим сыном. Они стоят на коленях перед стеной клена, где родился Христос.

Мария среди роз (около 1480)

Мария среди роз. Ганс Мемлинг.

Дерево, масло, 43,3*31 см Старая пинакотека, Мюнхен.
Это изящное произведение представляет собой внутреннюю сторону правой створки небольшого алтаря для частных молений. Несмотря на близкие к реальным детали, Богоматерь и ангелы изображены в атмосфере полной символов. Они находятся в райском саду, отделенные от мира живой изгородью роз. Яблоко, которое один из ангелов протягивает младенцу, символизирует грехопадение, цветы — чистоту, страдания и радости Девы Марии.

Портрет Бенедетто ди Томмазо Портинари (1487)

Портрет Бенедетто ди Томмазо Портинари. Ганс Мемлинг.

Холст, масло, 45*34 см Уффици, Флоренция
На проникновенном, тонко написанном портрете — 21-летний племянник и деловой партнер Томмазо Портинари — бывший представитель семьи Медичи в Брюгге. На господское положение юноши указывают расписные мраморные колонны пейзажа. Портрет является правой половиной диптиха, противоположная сторона представляет его одноименного покровителя, к которому молодой человек обращает свою мысленную молитву.

Мученичество одиннадцати тысяч дев и Мученичество святой Урсулы (1489)

Мученичество одиннадцати тысяч дев и Мученичество святой Урсулы

Мученичество одиннадцати тысяч дев и Мученичество святой Урсулы

Дерево, масло, 35*25 см каждая. Музей Мемлинга, Брюгге.
В своих картинах для раки святой Урсулы Мемлинг показывает трагический конец паломнической поездки королевской дочери и ее свиты в Кельн. При нападении язычников гуннов святой удается сперва избежать гибели, но ее все-таки убивает их предводитель. На дальнем плане видны очертания Кельна с собором, строительство которого не за кончено.

Ганс Мемлинг. Известные работы. обновлено: 18 мая, 2018 автором: Egor Zeganov

Похожие записи..

Добавить комментарий

Adblock
detector