Охота в лесу. Уччелло.

Темперная живопись

16.12.2016


История техники, описание состава темперных красок, плюсы и минусы данного подхода.

Охота в лесу. Уччелло.Охота в лесу. Уччелло.

Что такое темперная живопись?

Темпера (яичная темпера) – метод живописи, вытеснивший восковой подход к созданию картин, в свою очередь, сам вытесненный использованием масляных красок. Название происходит от латинского слова «temperare», что дословно означает «смешать в пропорции». В отличие от красок, содержащих воск для связывания цветных пигментов, или масляных красок, в которых связующим элементом являлось масло, темпера основывается на эмульсии воды и яичных желтков, иногда с добавлением небольшого количества клея, меда или молока.

Характеристика

Темперу, как правило, наносят на подготовленную поверхность. Обычно в качестве нее использовали деревянное панно, на которое для создания гладкой поверхности слоями наносилась гипсовая смесь. В отличие от масляной краски, темпера не может быть нанесена толстым слоем, как следствие, она не обладает такой же глубиной. Однако в отличие от красок на основе масла, которые имеют тенденцию темнеть или терять цвет с течением времени, картины, написанные темперой, сохраняют свое первоначальное состояние достаточно продолжительное время. Быстро сохнущий материал после высыхания оставляет гладкую матовую поверхность. Главным недостатком помимо трудоемкой работы с тонкими слоями является то, что при применении темперы невозможно достичь глубокого и насыщенного цвета.

Портрет Жиневры. д'Эсте.

Портрет Жиневры. д’Эсте.

Происхождение

Техника темперной живописи, вероятно, возникла в далекой древности. К сожалению, из-за меняющейся среды, грабежей, катаклизмов и других негативных факторов ни один пример классической греческой темперной живописи не сохранился. Тем не менее, многочисленные работы с применением данной техники дошли до наших дней из древнего Египта. Известно, что это было популярным изобразительным средством в римском искусстве.

История

Оплакивание мертвого Христа. Андреа Мантенья.Оплакивание Христа. Мантенья.

После распада Рима и наступления Темных веков темпера постепенно вытеснила энкаустику, став основным средством иконописи, в том числе и в России, где она осталась знаковой формой искусства в Средние века. Кроме того, большое распространение это направление получило в Ирландии и Западной Европе.

Святая троица. Рублев.

Святая троица. Рублев.

Несмотря на древние корни, темперный метод больше связан со средневековым европейским искусством и периодом подъема сиенской школы живописи, а также ранним Возрождения. В это время темперная живопись была стандартным решением при работе с панелями и использовалась вплоть до начала Высокого Возрождения в начале шестнадцатого века.

Весна. Боттичелли.Весна. Боттичелли.

Одним из первых мастеров, попробовавших создавать работы и маслом и темперой был Леонардо да Винчи. Не редкостью в то время было использовать сочетание этих приемов. Темпера, благодаря своим особенностям, использовалась в качестве быстросохнущей грунтовки, а с помощью масляных слоев труд полностью завершался. Сочетание темперы и масла, кстати, было в корне неправильным с технической точки зрения решением, из-за которого сейчас «Тайная вечеря» находится в крайне прискорбном состоянии – более ужасном, чем выполненные в традиционной технике работы Леонардо.

Тайная вечеря. Леонардо.Тайная вечеря. В этой работе Да Винчи использовал сочетание темперы и масляных красок.

Темпера в 19-20 века

После почти четырех сотен лет забвения, темперная живопись начинают использоваться некоторыми известными мастерами, такими как Уильям Блейк, Джорджо де Кирико, Эдвард Мунк, а также группой прерафаэлитов.

Уает. Мир Кристины.Эндрю Уает. Мир Кристины.

Темперная живопись обновлено: Апрель 29, 2017 автором: Глеб

Похожие записи..

Добавить комментарий