Натюрморт с подсвечником. Питер Клас.
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Натюрморты Питера Класа

06.11.2017


Описание некоторых натюрмортов голландского мастера.

Творчество художника

Питер Клас (около 1597, Бургштейнфурт, Вестфалия — 1660–1661, Харлем) с 1617 жил в Харлеме. В молодости увлекался натюрмортами, на которых изображал самые разнообразные предметы домашнего обихода. Совместно с Виллемом Класом Хедой разработал позднее новый тип монохромного банкета — разновидности натюрморта, изображающего завтрак. Избегал напыщенности, свойственной фламандским образцам, и писал небольшое количество предметов на белой скатерти, объединяя предметный мир в целостную картину. Для Класа характерна палитра тонов, состоящая в основном из оттенков коричневого, охры, серого и белого. Предметы на его натюрмортах почти не дают бликов. Такой подход вскоре стал классическим в голландской живописи.

Натюрморты

Завтрак с бокалами. Питер Клас.

Завтрак с бокалами, 1633. Холст, масло, 80,5*67 см. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Яства и предметы роскоши напоминают о радостях жизни. А скомканная скатерть и опрокинутые сосуды — о ничтожности всего земного. Художник изображает и христианские символы — рыбу, вино и хлеб, намекая на возможность спасения во Христе. Кульминационная нагрузка сюжета — наполовину очищенный лимон: то, что кажется красивым снаружи, может оказаться кислым на вкус.

Натюрморт с музыкальными инструментами. Питер Клас.Натюрморт с музыкальными инструментами, 1623. Холст, масло, 69*127 см. Лувр, Париж.
В голландских натюрмортах часто встречаются живописные антитезы. С одной стороны, на них изображены тщательно подобранные красивые предметы, фактура которых подчеркнута летальной прорисовкой. С другой стороны, своим бесполезным, в сущности, присутствием они напоминают о бренности мира. Часы, зеркало символизируют скоротечность и суетность человеческого бытия.

Натюрморт с трубкой и жаровней. Питер Клас.Натюрморт с трубкой и жаровней, 1636. Дерево, масло, 49*63,5 см. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Пластичность предметов подчеркнута контрастом света и тени. Он порожден светом, падающим под углом па стол, черным цветом скатерти, а также бликами на поверхности предметов. Окружающее их свободное пространство подчеркивает фактуру. Натюрморты Класа, по большей части достаточно скромные, отличаются большим разнообразием вариаций композиций и предметов. Зачастую художник располагал предметы на самом краю стола, чтобы приблизить их к зрителю.

Натюрморт с подсвечником. Питер Клас.Натюрморт с подсвечником, 1627. Дерево, масло, 26,1*37,3 см. Маурицхёйс, Гаага.
Снова тема полотна — суетность земного существования. Почти догоревшая свеча символизирует быстротечность человеческой жизни, а книги — жизнь человека в этом мире. В центр композиции помещен бокал, наполненный вином, — этот символ спасения напоминает о рае на небесах. Подобные натюрморты были весьма популярны в Голландии XVII века.

Натюрморты Питера Класа обновлено: Ноябрь 6, 2017 автором: Глеб

Похожие записи..

Добавить комментарий