Известную картину Васнецова «Иван Царевич и Серый Волк» вполне заслуженно называют одним из наиболее фантазийных произведений в отечественной живописи.
Как создавался шедевр?
Полотно написано в 1889 году, в тот момент мастер расписывал Владимирский храм в городе Киеве. В 1888 году он на несколько месяцев приостановил деятельность ради картины «Иван Царевич на Сером Волке». За основу автор берет сюжет полюбившейся всем народной сказки «Иван Царевич и Серый Волк». Когда работа была завершена, ее отправили на передвижную экспозицию. Позже полотно передали в Третьяковскую галерею, где оно выставляется и сегодня.
Описание картины
Сюжет картины «Иван Царевич и Серый Волк» связан со сказаниями и фантазиями фольклорного творчества. Здесь присутствуют мрачные деревья, бескрайний лес и серый волк, уносящий героев. Так художник уходит от реальных событий, стремясь погрузить зрителей в прошлое, полное тайн.
Сама поза и мимика Ивана Царевича свидетельствует о том, что он видит опасность, но, при этом, преисполнен решительности и смелости. Этому русскому воину не раз доводилось побеждать врагов в честном бою. Он осторожно держит за руку Елену Прекрасную, она сильно устала от столь долгого пути.
Елена Прекрасная – типичная русская девица с красивыми косами. У нее на шее бусы из крупного жемчуга, на ногах – элегантные сапожки. На голове у красавицы роскошный убор, декорированный драгоценными камнями.
Елена кажется грустной, но ее одежда яркая и праздничная. Прототипом чувственного женского образа стала родственница Васнецова – Наталья Мамонтова. Основной акцент делается не на внешности царевны, а на ее настроении и позе.
Для зрителей самой интересной является фигура Серого Волка. Если присмотреться, то можно заметить у хищного зверя глаза человека, то есть, в действительности на картине изображается оборотень. Он смотрит прямиком на нас. В то же время в образе волка нет кровожадности, наоборот, он кажется смелым и преданным. Перемещаясь огромными прыжками, он переносит героев в непроглядную лесную чащу, скрытую от людского взора, чтобы спасти их. Кажется, будто персонажи парят над болотом, по обе стороны которого раскинулись мрачные заросли. Скрашивают картину болотные лилии и яблоня в цвету, напоминая нам о том, что это все же сказка.