Я рисую не то, что вижу, но то, что думаю. Пабло Пикассо
1. О практике и истории концептуализма
Окружающий мир по-разному изображается художником на различных стадиях развития общества, а последующие критика препарируют это непрерывное развитие в отдельные этапы и школы. В концептуальном искусстве идея или понятие — самый важный аспект работы. Когда художник использует концептуальную форму искусства, это означает, что все планирование и все решения сделано заранее, и выполнение этого — лишь последнее дело.
Evgeny Gegouzin. Убить Билла 2. Kill Bill 2. 2006. Acrylics on canvas. 100×100 cm
Идея становится машиной, двигающей искусство. Искусство не имеет цели, как и само существование, оно является лишь формой развития материи. Результат, при этом, обычно, лишен зависимости от мастерства автора как декоратора, но зависит, в основном, от предлагаемой концепции. Реализация этой концепции и есть цель художника концептуалиста, естественно, при том условии, чтобы сделать свою работу максимально понятной и интересной зрителю. Последние моменты напрямую зависит не только от таланта художника, но и от формы предоставления идеи, и от подготовки зрителя, почему многие работы известных авторов, особенно представленные в виде фото или коллажей, вызывают лишь недоумение у публики.
Evgeny Gegouzin. ИнтерНет №2. InterNet 2. 2012. Acrylics on canvas. 100x100 cm
Термин «Концептуальное искусство» получил широкое распространение после того, как статья «Параграфы о концептуальном искусстве» художника-минималиста Сола ЛеВитта/ Sol LeWitt появилась в летнем номере журнала Artforum 1967 года.
2. О динамике развития и трансформациях концептуализма или почему он популярен
Появившись на Западе в 60е годы, концептуализм стал тем течением, которое разорвало связь между замыслом и воплощением этого замысла в доступную для обывателя форму. Теперь произведение искусства могло существовать в виде голой идеи, зачастую в насмешливой и пренебрежительной к публике форме. Чего стоят одни инсталляции из мух и бабочек Дамьена Херста/Damien Hirst? Естественно, что эти тенденции были чужды лагерю социалистического реализма, где искусство находилось под строгим тоталитарным контролем.
Evgeny Gegouzin. Натюрморт! Still Life. 2015. Acrylics on canvas. 100x100 cm
3. О постконцептуализме и концептуальном символизме
Позднее, несколько общеизвестных факторов политики и экономики повлияли на соответствующий переход искусства от концептуализма к постконцептуализму. Последний, практически не отличаясь от концептуализма в идейном плане, стал более разнообразным по форме, когда художники стали не только смешивать живопись с фотографией, но и допускать объединение предыдущих изображений и стилей в новые форматы.
Evgeny Gegouzin. Иерусалимские Мозаики. Jerusalem Mosaics. 2019. ArtCollage. 140×140 cm
Так же, как индустриальная эра повлияла на современную культуру, постконцептуализму пришлось столкнуться с новым производственным укладом — постиндустриальным. Но, поскольку любой вид искусства концептуален сам по себе в той или иной степени, есть все основания считать, что концептуальный символизм стал одним из проявлений искусства концептуализма, а точнее и современнее — постконцептуализма — в живописи.
Дополнительная информация: www.newlinearte.com