Свою картину «Чаепитие в Мытищах» Василий Петров писал по заказу Мытищинской городской управы. Но заказчик явно прогадал с исполнителем. Вместо пафосного и героического полотна, получилась явная сатира.
Картина создана на одних противоречиях. Центральная часть отдана под самовар. Он делит полотно на две части, на каждой явно чуждые друг другу группы людей. С одной стороны – довольный собою и жизнью священнослужитель, он полностью посвятил себя чаепитию, наслаждается самим процессом, не обращает внимания на окружающих. Петров не сдерживает себя в сарказме, особенно красочно художнику удалось передать пренебрежение, цинизм.
С другой стороны самовара стоит нищенствующая пара. Слепой с орденом героя Крымской войны на груди и мальчик – его поводырь. Истощенному виду солдата и оборванному наряду мальчишки для сравнения поставлена сытость и чревоугодие монаха. Нищета и сытое лоснящееся лицо священнослужителя. Пузатый блестящий самовар, богатый саквояж и рука, протянутая в пустоту.
Для своей картины Перов выбрал простые жизненные краски, они хорошо передают настроение автора и его желание обличить жадность и ханжество. Стоит отметить, что это была не единственная картина Перова, в которой так неприглядно был преподнесен священнослужитель. Полотно написано в 1862 г., сейчас хранится в Государственной Третьяковской галерее, куда поступило в 1925 г. из Румянцевского музея.
Картина Кустодиева «На террасе»
Совершенно иное настроение оставляет другое чаепитие. Здесь царит иная, теплая и душевная атмосфера. На фото то же самое чаепитие в Мытищах, но уже картина Бориса Кустодиева, называется «На террасе». Самовар в центре, но он не делит, а объединяет вместе всю семью.
Солнечный день. Дружная семья собирается на террасе побаловать себя чайком с печеньем, конфетами и яблоками. Им хорошо, и они счастливы. Картина дышит свежестью и чистотой. Примечательно, что на полотне изображены не какие-то выдуманные герои, реальные -это жена Кустодиева, его сестра с мужем, дети и няня. Полотно хорошо передает быт провинции, наполнено светлыми жизнеутверждающими оттенками.
Картина написана в 1906 г., сейчас находится в Нижегородском художественном музее. Бориса Кустодиева всегда привлекала тихая семейная обстановка, спокойный уклад, красочность и внимание к деталям. Поэтому «На террасе» — это не единственное его полотно, посвященное русской провинциальной жизни.