Кубизм — движение авангарда ХХ века, которое привело к революции в геометрическом представлении.
Истоки кубизма
Работа «Авиньонские девицы» является отправной точкой кубизма. Пабло Пикассо (1881–1973) изображает обнаженных женщин весьма необычным способом. Человеческие тела массивные и угловатые. Художник ищет объема. Его фигуры похожи на скульптуры. Кубизм был реакцией на художественные произведения XIX-го века и особенно натурализм (литературно-художественное движение, которое заинтересовано в социальных и политических проблем своего времени). Именно после выставки Пикассо в галерее Канвейлер, Воксель Луи (1870–1945), художественный критик, описывая одну из картин художника, использовал слово «куб» в статье в 14 ноября 1908 года.
Авиньонские девицы. Пабло Пикассо.
Особенности работ направления
Использование геометрических фигур, представляющих все грани объекта, знаменует собой разрыв с перспективой (глубиной). Художники, работающие в данном направлении, разделяют все объекты в своих произведениях на фрагменты разных размеров. Объект можно рассматривать с нескольких точек зрения. Кубистические объекты постоянно встречаются в повседневной жизни, такие как: бутылки, посуда или фрукты. Позже художники стали изображать даже музыкальные инструменты. Они постепенно перешли от пейзажей до натюрмортов. Двумя главными представителями кубизма являются: Пабло Пикассо и Жорж Брак.
Это движение авангарда делится на три периода.
Сезанновский кубизм
Этот период знаменует собой начало применения первых геометрических фигур. Сезанн сказал:
Нужно рассматривать природу как цилиндр, сферу, конус. В се это должно быть в перспективе, таким образом, что каждая сторона предмета, плоскость направлена к центральной точке.
Он считается отцом (инициатором) кубизма, запустив одно из самых революционных художественных направлений ХХ-го века.
Аналитический кубизм
Этот период содержит в своих работах гораздо более геометрических фигур. Яркие цвета используются как можно меньше. Есть в основном коричневые цвета, охра, серые, черные… Художники деконструировали объекты и пространство. Использование печатных знаков непосредственно в картинах является большим нововведением. Пикассо написал портрет известного арт-дилера Амбруаза Воллара. Изображение будто разбито на множество частей, но это не мешает зрителю рассмотреть в нем основные черты портрета. Пабло Пикассо написал эту картину через два года после своего первого коллажа «Натюрморт с плетеным стулом». Художник использовал в картине различные элементы декора, что создает игру между иллюзией и реальностью.
Синтетический кубизм
Эта последняя фаза является кульминацией кубизма. Все чаще художники создают коллажи. Кроме того, цвета становятся более яркими и разнообразными, как мы можем видеть в работах того периода. Есть красный, желтый, зеленый, синий, серый, коричневый… Пабло Пикассо вводит такие природные материалы, как песок. Хотя Пикассо и Брак являются основными деятелями этого движения, другие художники, писавшие в данном направлении, такие, как Фернан Леже или Франсис Пикабиа, тоже внесли немалый вклад в историю кубизма.