Картина «Усекновение головы Иоанна Крестителя»

08.05.2016


Автор: Микеланджело Меризи да Караваджо.
Дата создания: 1608 год.
Место нахождения: Собор Святого Иоанна.

Усекновение головы Иоанна Крестителя. Караваджо.Усекновение головы Иоанна Крестителя

Коротко

Эта работа, безусловно, является самой большой работой Караваджо позднего периода. В то же время выглядит и самой тревожной. Изображение наполнено силой, на нем мы видим все тот же темный фон, знакомый нам по другим работам художника, так же как и тема насилия. Как всегда, мы не видим никаких положительных моментов в ситуации на картине. Зло вновь остается безнаказанным.

Усекновение головы Иоанна Крестителя

Фигуры изображены в натуральную величину, чтобы создать ощущение реальности происходящего, задать необходимый драматический эффект. Как уже отмечалось, казнь Иоанна Крестителя — темная картина. Это, конечно, шедевр позднего периода творчества Караваджо.

Усекновение головы Иоанна Крестителя. Фрагмент.Усекновение головы Иоанна Крестителя. Фрагмент.

Усекновение головы Иоанна Крестителя изображает святого Иоанна, его палача, солдата, Саломею с золотым блюдом и старую женщину. Интерпретация наличия последней отличается среди историков искусств. Одни считают, что это Иродиада, другие предполагают, что это просто наблюдатель, который олицетворяет зрителя, тем самым нарушая «четвертую» стену.

В правом углу картины изображены двое заключенных, которые предпринимают все возможное, чтобы увидеть происходящее на улице. Атмосфера действия настолько ужасна, что людей подобного рода тянет хотя бы взглянуть на это событие.

Парадокс шума

Картина создает удивительный парадокс, будто внезапно наступившая тишина в шумном месте, кажется контрастнее и громче предыдущего гула. Пространство картины, по большей части, заполнено пустотой.

Давид с головой Голиафа. 1607.Давид с головой Голиафа. 1607.

Караваджо написал несколько работ на тему обезглавливания, среди которых голова Медузы Горгоны, и знаменитые картины на тему Давида и Голиафа, которые датированы 1599, 1607 и 1610 годами. Единственное, что связывает все эти картины с Усекновением головы Иоанна Крестителя — пафос и насилие.

Смысл работы

Эта картина дает взглянуть с одной стороны на насилие государства (в лице солдата), с другой стороны участие невинных в происходящем (старая женщина).

Усекновение головы Иоанна Крестителя. Фрагмент.

Усекновение головы Иоанна Крестителя. Фрагмент.

Давайте посмотрим на Саломею. В своих чистых белых руках она держит золотую пластину.
Как правиложенщина изображена со светлой белой кожейпотому что:

  • Отсутствовала мода на ношение купальников и загоревшего тона кожи.
  • Женщины благородного происхождения могли рассчитывать на более «мягкую» жизнь. Загар женщины являлся показателем того, что она работала на солнце.

Саломея изображена теплой и невинной. Кажется, что ей не место в этой сцене. Но, мы знаем из библии, что она замешана в преступлении, а совершая этот ужасный акт, не моргнула и глазом.

Святой Иоанн

Усекновение головы Иоанна Крестителя. Подпись Караваджо.

Усекновение головы Иоанна Крестителя. Подпись.

У самого Иоанна есть плащ, беспорядочно лежащий на нем. Он является символом мученичества. Под несчастным видна овечья шерсть, выражающая невинность жертвы. Несмотря на то, что на картине изображено мученичество святого, сам Иоанн не является центральной точкой картины. Это напоминает ситуацию на картине «Мученичество святого Матфея» того же Караваджо, где центральной фигурой является убийца.

Мученичество святого Матфея

Мученичество святого Матфея

Подпись Караваджо видна в луже крови, которая льется из горла Иоанна.

Картина «Усекновение головы Иоанна Крестителя» обновлено: Март 6, 2017 автором: Глеб

Похожие записи..

Добавить комментарий