Картина «Изгнание торгующих из храма»

01.05.2016


Материал: Дерево (доска паркетирована).
Тип: Масло.
Размер: 43*32 см.

Изгнание торгующих из храма. Рембрандт.

Изгнание торгующих из храма

Подпись-монограмма и дата вверху правее середины: 1626.

Изгнание торгующих из храма

Установление авторства

Подпись и дата долгое время считались фальшивыми, сделанными позднее с помощью старого лака. Однако, лабораторное исследование, проведенное в 1970 году (Виктурина, Дуб, Егорова 1975), установило, что буквы и цифры были вдавлены в начинающий высыхать красочный слой; в углубления затек лак, впоследствии потемневший, под которым наблюдаются следы черной краски. Подпись признана авторской.

Вопрос о подлинности подписи долгое время был связан со спорами о принадлежности картины кисти Рембрандта. В собрании Жиро она считалась работой школы Рембрандта, в 1915 году была опубликована В. Щавинским как произведение мастера «из группы Рембрандта» — Ливенса или Портера. Баух в 1924 году приписал картину самому Рембрандту. При реставрации, проведенной в 1930–1931 годах в Гааге реставратором Схюрингом, была обнаружена подпись и дата, удалены позднейшие надставки доски (ранее размер ее был 53,2*40,8).

Рембрандт и Саския. Блудный сын в таверне

Рембрандт и Саския. Блудный сын в таверне

Отрицание подлинности подписи и даты при лабораторных исследованиях в 1954 году в Центральных реставрационных мастерских привело И. Э. Грабаря к оценке картины как подделки. Точка зрения Грабаря не получила поддержки, но аутентичность подписи и даты не была признана и при их обследовании в 1962 году — способ их нанесения еще не был разгадан и была выдвинута версия о подделке их во время пребывания картины за рубежом. Сомнение в авторстве Рембрандта высказывали многие исследователи, но открытия последних десятилетий позволили определить место картины в кругу произведений юношеской поры великого мастера.

Исследования картины

Изгнание торгующих из храма. Фрагмент.Как показали проведенные в 1970 году исследования физическими методами, художник в ходе работы менял некоторые детали, хотя не всегда ясно, каков был первоначальный замысел — это касается, например, положения рук персонажей на первом плане; изменял он и цвет — так, шапочка менялы в центре, первоначально малиновая, перекрыта черным цветом по недостаточно просохшему слою. Это не единственное место в картине, которое доказывает, что мастер для дальнейшей работы над тем или иным участком живописи не дожидался высыхания предыдущего слоя. Применял он и прослеживающийся на других его ранних работах прием процарапывания (или выдавливания) штрихов по сырому или полусырому слою. Как эти приемы, так и смелость и выразительность подмалевка наряду с аналогиями свидетельствуют в пользу авторства Рембрандта.

Стиль

В издающемся в Голландии фундаментальном исследовании живописи Рембрандта «Изгнание торгующих из храма» признано хорошо сохранившимся характерным по исполнению произведением художника, хотя
и единственной полуфигурной сложно построенной композицией. Не совсем обычен также цвет — довольно светлый, с голубыми и лиловыми оттенками (по мнению искусствоведов — маньеристический). В композиции художник использовал образец Дюрера — фигуру Христа из гравюры в серии Малых страстей; Баух ссылается на гравюру Филипа Галле по рисунку Яна ван дер Страта. Жест Христа близок к жесту Валаама на картине из Музея Коньяк Же, Париж, восходящей к ластмановскому прототипу. Фигура Христа из картины была повторена самим художником в офорте, созданном в 1635 году.

Побиение камнями Святого Стефана. РембрандтПобиение камнями Святого Стефана

Оглядывающийся на Христа меняла — один из постоянных персонажей, так называемый «отец Рембрандта», изображенный на многих картинах лейденского периода (Богач в Государственных музеях, Спящий старик в Галерее Сабауда, Старик в меховой шапке в Фердинандеуме). Человек в стальном нагруднике напоминает.

Стилистические совпадения — экспрессия композиции, жесты, манера писать лица длинными штрихами, передающими морщины и складки кожи, приемы передачи тканей — можно отметить в «Побиении камнями Святого Стефана».

Картина «Изгнание торгующих из храма» обновлено: 25 октября, 2017 автором: Egor Zeganov

Похожие записи..

Добавить комментарий

Adblock
detector