Автор: Гюстав Кайботт (1848–1894).
Дата создания: 1875 год.
Тип: масло, холст.
Местоположение: Музей Орсе (Париж).
Гюстав Кайботт
Художник классической школы Кайботт происходил из очень богатой парижской семьи первоначально был известен не своими работами, а щедростью по отношению к импрессионистам и покупал их картины за большие деньги. Признание и уважение пришли к живописцу, когда его работы были пересмотрены в середине 20-го века. Уникальный вклад Койбатта в современное французское искусство заключается в его способности сочетать точную и детально смоделированную композицию с яркими красками и необычными перспективами. Кроме того, покупки мастера помогали развитию импрессионизма в стране.
Паркетчики
Работа «Паркетчики» изображает городской рабочий класс. Тема ранее раскрывалась в работах Милле (Человек с мотыгой, Сборщицы колосьев) и Густава Курбе (Каменщики), однако Кайботт представил городских трудящихся, которых на тот момент изображали достаточно редко.
Три полуобнаженных мужчины очищают паркетный пол в парижской квартире (считается, что это была собственная студия автора), стоя на коленях. Диагональное направление половых досок компенсируется прямоугольными панелями на дальней стене и причудливым узором на окне, из которого падает дневной свет. В целом, созданная перспектива соответствует всем традициям и требованиям академического искусства, еще актуального в то время.
Интересно то, что Кайботт принимает совершенно нейтральную позицию и избегает включения в композиции социальных и политических подтекстов. Документальный стиль и реалистичность «паркетчиков» делают работу шедевром в данном направлении, а мастера одним из самых величайших художников-реалистов 19-го века. Несмотря на все очевидные достоинства, в 1875 картина была воспринята прохладно и осуждалась за «вульгарный» реализм. В результате Кайботт решает присоединиться к движению импрессионистов, а в 1876 году представляет некоторые работы на второй выставке группы.