Биография и лучшие работы модерниста.
Мануэль Ораци (1868–1943)
Искусство и символизм
Мануэль Ораци был уроженцем Рима. В 1892 году он уехал в Париж, где стал зарабатывать себе на жизнь иллюстрированием книг и журналов. Его иллюстрации украшали издания многих произведений художественной литературы, а также нескольких еженедельников. С его ранних акварелей были сделаны гравюры. В 1895 году Ораци создал серию иллюстраций для «Calendrier Magique» («Магического календаря»), который в 1896 году издал Остен де Кроз (работал в 1890-е). Издание было посвящено оккультизму и вышло ограниченным тиражом 777 экземпляров.
Плакат для магазина «La Maison Moderne»
Ораци проявил себя как мастер магического символизма. В 1899 году он начинает работать для «La Maison Moderne» («Современный дом») большого магазина, торговавшего мебелью, произведениями прикладного и станкового искусства. Магазин составлял конкуренцию универмагу «L’Art Nouveau», основанному Зигфридом Бингом (1838–1905). Владельцем «La Maison Moderne» был Юлиус Мейер-Грефе (1867–1935). Ораци создавал эскизы ювелирных украшений для «La Maison Moderne». Но художник главным образом известен как автор одного великолепного плаката. Он так и называется La Maison Moderne (около 1902). В нем Ораци отразил основные особенности стиля модерн. Изящный контур фигуры элегантной женщины, изображенной в профиль, подчеркивает изгиб спинки стула — его форма напоминает мебель бельгийца Анри ван де Вельде (1863–1957) и немца Бруно Пауля (1874–1968). В плакате La Maison Мойете Ораци показал себя замечательным рисовальщиком.
Портрет эпохи
Как и многие парижские художники, Ораци делал афиши для кабаре. В 1891 году он представил актрису Сару Бернар в образе византийской императрицы Феодоры в сцене из одноименного спектакля. Чтобы обозначить место действия, он использовал византийский мозаичный узор. В другом портрете Сары Бернар, выполненном около 1890 года, художник представил её без каких-либо театральных атрибутов. Портрет выполнен на фоне, украшенном стилизованными растительными мотивами, характерными для стиля модерн. Ораци изобразил Сару Бернар погруженной в раздумья, её темное платье с растительным орнаментом на рукавах и лифе подчеркивает фигуру. Ораци не идеализирует её бледное лицо. Как и многие его современники, он вполне искренне считал её «Божественной Сарой».