Плакат для журнала "L'Ermitage". Фрагмент.

Поль Бертон. Жизнь и творчество.

19.09.2016


Биография и работы модерниста. 

Поль Бертон

Хромолитография

Поль Эмиль Бертон получил художественное образование еще до того, как в 1893 году приехал в Париж и стал учеником Эжена Грассе в парижской Школе изящных искусств. Главным вкладом Поля Бертона в развитие стиля модерн были его работы в области плаката. Большие постеры были отпечатаны в сравнительно новой тогда технике хромолитографии. Они печатались под непосредственным наблюдением Жюля Шере в типографии «Chaix & Company». Техника хромолитографии, которая позволяла достичь более точного воспроизведения оригинала и передать насыщенность цвета, стала идеальным средством для печати плакатов.

Образы Femme Fatale

Бертон приобрел широкую известность благодаря своим стильным изображениям femme fatale, которые значительно расходились с трактовками этой же темы таких художников, как Грассе и Шере. Может быть, женский образ с тяжелыми веками, бледной кожей и длинными рыжими волосами Бертон позаимствовал у прерафаэлитов. Например, его иллюстрация 1897 года, сделанная для журнала-обозрения «L’Ermitage» (с. J14, 115), напоминает работу Россетти «Портрет Элизабет Сиддал» (1854) и Офелию (около 1894) Джона Уотерхауса (1849–1917). Бертон должен был знать работы прерафаэлитов, потому что они экспонировались на Всемирных выставках 1878 и 1889 годов. В иллюстрации для «L’Ermitage» художник позиционирует свою героиню как невинность, о чем говорят многочисленные лилии — символы чистоты. Изображенная справа вверху особая геральдическая лилия (fleur-de-lys, по форме напоминающая ирис или верхнюю часть скипетра) могла служить своего рода ответом писателю Октаву Мирбо (1848–1917), написавшему в 1895 году статью «Des lys! Des lys!», в которой призывал художников создать французский вариант движения прерафаэлитов.

Плакат для журнала "L'Ermitage". Бертон.

Плакат для журнала «L’Ermitage«

Мотивы разных культур в модерне

Целомудрие женского образа с иллюстрации Бертона для журнала «L’Ermitage» весьма не схоже с тем, что он сделал для Лианы де Пужи (1869–1950) — знаменитой танцовщицы и известной куртизанки. Чтобы привлечь внимание публики к ее выступлениям в «Фоли-Бер-жере», Бертон сделал соответствующую афишу. Он изобразил Лиану как femme fatale, которая завлекает свою «жертву» в паутину, где ей уготована гибель. Героини имеют сходство: гибкие фигуры, браслеты на руках, что было в то время очень модно. Искусство и мода эпохи модерна нередко заимствовали мотивы из других культур — данный мотив явно происходит из Индии. Лалик изображал в ювелирных изделиях змей, например Подвеска в виде свернувшихся спиралями змей (1898–1899) соответствует эстетике модерна и имеет аналоги в плакатном искусстве.

Афиша Лиана де Пужи в кабаре "Фоли-Бержер"

Афиша в кабаре

Поль Бертон. Жизнь и творчество. обновлено: 14 сентября, 2017 автором: Egor Zeganov

Похожие записи..

Добавить комментарий

Adblock
detector