Дата создания: 1801–1805 годы.
Тип: холст, масло.
Габариты: 261*221 см.
Местонахождение: музей Мальмезон (Франция).
Синопсис
«Наполеон на перевале Сен-Бернар» (также известная как «Наполеон переходит через Альпы») — это название серии из пяти версий конных портретов Бонапарта, принадлежащих кисти французского мастера Жака-Луи Давида. Первоначальная композиция, созданная по заказу короля Испании, демонстрирует сильно идеализированное представление о переходе Наполеона и его армии через Альпы.
История работы
Переход через перевал был одним из стратегических маневров, который помог полководцу одержать победу в битве при Маренго (1800). Для сближения с итальянцами, во время переговоров Наполеона и Карла IV состоялся традиционный обмен подарками. От Бонапарта поступили версальские пистолеты, платья лучших парижских портных, драгоценности и другие вещи. В свою очередь победителю предложили шестнадцать испанских лошадей, а также портрет, который должен был создать Жак-Луи Давид. Несмотря на то, что мастер был горячим революционером, он все-таки взялся за работу. Наполеон поручил Давиду создать еще три варианта полотна для замка Сен-Клу, библиотеки Дома инвалидов и дворца Республики в Милане. Пятая версия, созданная Давидом, оставалась в его мастерских вплоть до смерти художника.
Перед созданием первой версии работы, посол Испании уточнил у Наполеона, что тот хочет видеть на картине. Изначально Бонапарт просил изобразить панораму войск, но в конце концов остановился на сюжете перехода через Альпы.
В действительности, переход через горы проходил в хорошую погоду, а Бонапарту помогали местные гиды. Тем не менее, изначально картина задумывалась как пропагандистская и заказчик просил выделить его спокойствие в экстремальных ситуациях. Существует мнение, что именно он предложил также включить в работу имена двух других великих генералов, руководивших переходом через Альпы: Ганнибала и Карла Великого.
Наполеон на перевале Сен-Бернар
Производство
Во время создания работы Давид столкнулся с массой трудностей. Наполеон, позировав несколько часов, наотрез отказался продолжать, не дав художнику достаточно времени, чтобы изобразить все детали. Бонапарт считал, что полотно должно отражать его характер, а не демонстрировать внешность. Он предполагал, что великие люди древности не позировали для скульптур и портретов, было достаточно лишь того, что их гений живет в произведениях. Поэтому это полотно стало одной из первых картин, изображавшей идеал и идеи, а не физическое сходство.
Провальная попытка убедить Наполеона позировать вынудила Давида использовать в качестве модели своего сына, который позировал на лестнице: в этом случае художник смог сделать наброски фигуры французского императора и общей композиции. В качестве модели «огненного скакуна» для разных версий были задействованы две лошади.
Первый портрет был написан в течение четырех месяцев, с октября 1800 года по январь 1801. В работе над остальными версиями Давиду помогали двое его учеников: Мартин Ланглуа и Джордж Руже.
Методика
В работе над этой серией Давид использовал два или три слоя краски. После изображения основных набросков легкими штрихами производилось уточнение некоторых деталей, после чего мастер сосредотачивался на работе со светом и тенью. Кроме того, на втором слое Давид убирал все возникшие дефекты и неточности. Заключительный слой представлял отделку штрихов, смещение тонов и сглаживание поверхности. Зачастую эта задача доставалась помощникам и ученикам.
Детали
Все пять версий имеют схожие размеры (2.6*2.2 м). Бонапарт на них предстает в мундире главнокомандующего генерала и вооружен саблей. Складки его большого плаща развеваются на ветру. Голова Наполеона повернута к зрителю. Жестом правой руки он указывает на вершину горы. Лошадь вздымается, ее грива и хвост растрепаны ветром. На заднем плане солдаты с артиллерийскими установками совершают восхождение. Над этим действом нависли темные облака.
Фрагмент второй версальской версии
Различия
В оригинальной версии полотна плащ Бонапарта имеет оранжевый цвет. Лицо Наполеона выглядит более молодым именно в первой работе. Также в разных версиях меняется окрас лошади. Так, в картине из Шарлоттенбурга она рыжая, пятнистая и серая в первом Версальском полотне и черно-белая во втором. Кроме того, меняются и места подписи автора.
Номер версии | Местонахождение |
Первая | музей Мальмезон |
Вторая | музей Шарлоттенбург |
Третья | Версальский дворец |
Четвертая | музей Бельведер |
Пятая | Версальский дворец |
Подписи
Жак-Луи Давид использует надписи и подписи: чтобы усилить символику своих работ. В Смерти Марата, например, революционер держит листок с именем своего убийцы. Надписи присутствуют также в картинах «Леонид при Фермопилах», «Велизарий просит милостыню», «Сафо и Фаон» и других. В этой работе подписи сделаны на камнях, связывая переход через Альпы Ганнибала и Карла с маневром Наполеона.