Семь смертных грехов. Босх.
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Картина «Семь смертных грехов»

13.04.2016


Тип: доска, масло.
Размеры: 120 * 150 см.

Семь смертных грехов. Босх.Семь смертных грехов

Семь смертных грехов

На раннем этапе творчества Босх следует сложившимся традициям в изображении фигур и сцен. В «Семи смертных грехах» некоторая скованность движений персонажей, угловатость складок драпировок свидетельствуют о том, что мастер еще не обрел той виртуозной манеры, которая появилась позднее. Поэтому считается, что эта работа исполнена между 1475 и 1480 годами. Однако определенные детали одежды изображенных вошли в обиход не раньше 1490-х годов, а остроносые туфли носили до 1460-х, так что споры по поводу датировки (и авторства) некоторых сцен продолжаются и по сей день.

Тондо

Смерть грешника

Смерть грешника

Изображения по углам (тондо), именуемые «четыре последние вещи», которые согласно христианскому учению завершают земную жизнь человека, расширяют картину: они символизируют смерть, страшный суд, рай и ад.

Центральная часть

Большой круг в центре доски представляет собой всевидящее Око Бога как зеркало, отражающее жалкие слабости человеческие. В центре же помещена фигура Иисуса Христа, поднявшегося из гроба.

Фрагмент. Босх

Необычная для голландской живописи композиция сложилась, скорее всего, благодаря специфическому назначению доски. Она могла служила столешницей или другим предметом интерьера.

Грехи

Расположение смертных грехов в форме круга вызывает ассоциации с крутящимся колесом, которое символизирует повсеместность распространяющегося греха. В греховном хороводе земной жизни перед нами проходят представители всех основных классов в сословии: аристократы, духовенство, крестьяне, судьи, лавочники.

Гнев

Драка пары мужчин у таверны символизирует гнев. Мужчина с табуреткой на плечах, по всей видимости, связан с поговоркой: «Быть ему увенчанным трехногим табуретом». Большое значение Босх придает обуви. Она разбросана по всему фрагменту, а две туфли спереди уперлись нос к носу, они тоже поддались гневу.

Гнев. Семь смертных грехов.

Гнев

Гордыня

Гордыня считается тяжелейшим грехом, приведшим к падению ангела, ставшего Сатаной. Гордыню здесь олицетворяет дама в образе горничной, которая не может налюбоваться своей проекцией в зеркале. Зеркало ей держит дьявол.

Гордыня. Семь смертных грехов.

Гордыня

Похоть

В шатре парочка влюбленных символизируют грех похоти. С «Кораблем дураков» в данном эпизоде перекликаются многие детали (инструменты, вишня). На шута замахнулись половником. Это отсылка к нидерландскому выражению «ударить по ягодицам», которое означало распутность.

Похоть. Семь смертных грехов.

Похоть.

Лень

Господин, задремавший у камелька рядом с так и не раскрытой книгой, свершает грех лени, заставляющий пренебрегать служением Господу ради несвоевременного сна — женщина протягивает ленивцу четки, которые тот не собирается принимать.

Лень. Семь смертных грехов.

Лень. Семь смертных грехов.

Алчность

Судья берет взятку — это алчность. Считается, что этот грех несет за собой тяжкие последствия: лишние заботы, злобу, беспокойство и замкнутость, а так де является причиной страхов, приводит к зависти.

Алчность. Семь смертных грехов.

Алчность

Чревоугодие

Мужчина, жадно глотающий все, что ставят перед ним на стол, — образ чревоугодия. В этой сценке — масса знаков, которые впоследствии появятся в картине «Странник». Шляпа со стрелой на стене; свиная ножка в руках обжоры; сова под дверью и пустой кувшин..

Чревоугодие. Босх.

Чревоугодие

Зависть

В сценке можно наблюдать двух собак, которые не смогли поделить кости. А у человека в окне кость есть, но его взгляд прикован к одежде мужчины с соколом.

Зависть. Босх.

Зависть

Картина «Семь смертных грехов» обновлено: Октябрь 25, 2017 автором: Глеб

Похожие записи..

Добавить комментарий