Портрет кардинала

26.10.2016


Дата создания: 1600 год.
Тип: холст, масло.
Направление: маньеризм.
Местонахождение: Музей Метрополитен, Нью-Йорк.

Портрета кардинала

Эль Греко

Хотя Эль Греко был известен своими религиозными и запрестольными работами, отражающими сущность испанского фундаментализма того времени, он также являлся выдающимся портретистом, чьи картины стоят наряду с произведениями Диего Веласкеса и Ван Дейка. Живописный стиль Греко был сформирован рядом различных факторов, в том числе его изучением иконописи, традиционного византийского искусства и маньеризма, интересом к венецианской живописи, а также влияниям испанской мистики в городе Толедо. Кроме того, мастер заимствует некоторые приемы работы с цветом у Тициана, драматичность освещения у Тинторетто, искажение тел у Пармиджанино и композиционные особенности у Микеланджело, оставаясь при этом прекрасным мастером, со своеобразным стилем.

Портрета кардинала. Эль Греко.

Описание портрета

Фернандо Ниньо де Гевара, чей портрет изображен на полотне, являлся одним из самых выдающихся деятелей Испании, служил в качестве Великого Инквизитора, архиепископа и президента канцелярии Гранда. После смерти, кардинал был погребен в монастыре Толедо Сан-Пабло. Считается, что этот портрет создавался для украшения его могилы. Фернандо являлся одним из ряда высокопоставленных людей, работая с которыми Эль Греко стал известен как один из лучших портретистов эпохи.

Это картина увлекательна по нескольким причинам, в частности, благодаря необычному отношению художника и кардинала. За девять лет до создания этого портрета, Эль Греко лишается заказов со стороны представителей власти, однако, по-прежнему находит признание и восторженность среди покровителей со стороны церквей и монастырей Толедо. Но в центр общего внимания он не попадает. С точки зрения художника заказ для влиятельного и известного Фернандо Ниньо де Гевары следовало сделать максимально лестным, представляя кардинала в наиболее выгодном свете. Вместо того, греческий живописец создал произведение, поражающее болезненной честностью и реализмом.

Портрета кардинала. Фрагмент.

Обычно Эль Греко подписывал свои работы фразой «Доменико Теотокопулос сделал это». В этом портрете подпись художника можно видеть на листочке бумаги, лежащем в ногах кардинала.

Кардинал изображен сидящим на бархатном кресле в малиновой мантии, а его фигура слегка наклонена по диагонали, что добавляет большей глубине композиции. Руководитель испанской инквизиции смотрит на нас сквозь очки, и окружается символами своего высокого положения. Восхитительный наряд усиливает ледяная выдержка и отстраненность этого безжалостного генерала-инквизитора, пообещавшего преследовать еретиков повсюду.

При ближайшем рассмотрении, однако, видно, что Эль Греко издевается и насмехается над кардиналом, поскольку все внимание зрителя фокусируется на неживой декоративности. Огромное внимание уделяется цвету, складкам, драпировке одежд и другим деталям, изображенным в мельчайших подробностях. Сам же инквизитор занимает гораздо меньше места, и несмотря на пышные облачения, представлен маленьким человеком. Его характер также подвергается критике. Кардинал будто прячется за стеклами очков.

Портрет Парависино. Эль Греко.

Портрет Парависино, например, содержит совершенно иной настрой и является более романтичным.

Портрет кардинала обновлено: Апрель 9, 2017 автором: Глеб

Похожие записи..

Добавить комментарий