Версия из Лувра.
Дата создания: 1483–1486 годы.
Тип: масло на панели (позже перенесена на холст).
Габариты: 199*122 см.
Версия из лондонской галереи.
Дата создания: 1495–1508 годы.
Тип: масло на панели.
Габариты 189,5*120 см.
Синопсис
«Мадонна в скалах» — имя пары похожих картин, авторства да Винчи, демонстрирующие одну и ту же композицию и персонажей и отличающиеся лишь несколькими деталями, например различиями в цвете, освещении или растительности. Изначально, обе работы создавались на деревянной панели, но в Лувре более раннюю версию перенесли на холст. Обе панели изображают Мадонну с младенцем Иисусом, Иоанном Крестителем и ангелом на фоне скалистого пейзажа, откуда работы и берут свое название.
Мадонна в скалах
Версия Лувра
Большинство исследователей полностью приписывают авторство работы Леонардо. Принято считать, что панель создавалась в Милане. Существует несколько гипотез, объясняющих существование двух картин, например, теория о продаже первой версии частному лицу и создание второй версии для сдачи заказа. Эта работа считается потрясающим примером техники сфумато, разработанной Леонардо.
Версия Лондона
Недавняя реставрация показала, что большая часть работы была сделана рукой Леонардо. Произведение создавалось для церкви Сан-Лоренцо-Маджоре (Милан). В национальной галерее этот труд оказался в 1880 году.
Ангелы
Считается, что два изображения ангелов, играющих на музыкальных инструментах, являлись частью композиции в алтаре. В настоящее время они также хранятся в Лондоне, а их авторами считаются Амброджо де Предис и Франческо Наполетано.
Оплата
Вероятно, в мае 1483 года, Леонардо сделали первый взнос в объеме 100 лир. Затем, каждый месяц с июля 1483 по февраль 1485, мастеру выплачивали 40 лир в месяц, что в итоге составило около 800 лир. Окончательная оплата должна была состояться по завершению работы, но заказчики в лице братства Непорочного Зачатия не смогли предложить столько, сколько требовал дуэт Леонардо и Амброджо, в результате чего работа была завершена последним за 200 лир.
Сюжет
Небиблейский сюжет, изображающий Богоматерь с сыном и Иоанном Крестителем, был распространен в искусстве Флоренции эпохи ренессанса. Появление Иоанна тут связанно с тем, что он являлся покровителем Флоренции. Среди мастеров, обращавшихся к этому сюжету, были Рафаэль, Филиппо Липпи и Микеланджело.
Анализ
В июне 2005 года, когда лондонская версия была рассмотрена под инфракрасной рефлектограммой, выяснилось, что под ней скрыто изображение женщины, вероятно стоящей на коленях. Ее правая рука была протянута вперед, а левая лежала на груди. Некоторые исследователи предполагают, что первоначально Леонардо планировал изобразить Мадонну, склонившуюся над младенцем Иисусом. В 2010 году были изложены все результаты последней реставрации и данные о ее исследовании.