Краткая характеристика и история стиля с примерами.
Романская живопись (1000–1200 годы)
В истории христианского искусства термин «романский» является довольно расплывчатым и относится к различным дисциплинам искусства, включая архитектуру, скульптуру и живопись. Этот термин, описываемый данную школу живописи, историки считают еще менее точным и содержательным, чем термин «Готика». Трудно установить точную хронологию направления, так как в разных странах оно развивалось в разное время.
Если романская скульптура характеризуется, по большей части, реалистичными работами, то романскую живопись отличает формальность стиля, лишенного натурализма и гуманизма. Можно сказать, что готической утонченности предшествует романская строгость. В романской живописи преобладают линейные конструкции, создающие величественное спокойствие или, в качестве альтернативы, взволнованную выразительность. Декоративных характер романских витражей, манускриптов, алтарей, картин и других произведений можно рассматривать как своего рода мост между восточным византийским и западным готическим искусством.
Бог взывает к Ною. Сен-Сернен сюр Гартамп.
В целом, романское искусство отражает рост политической и экономической стабильности в Европе. Высокие налоги и обложение церковной десятиной предоставляли средства на строительство новых церквей и их украшение статуями, фресками, картинами, которые, в свою очередь, привлекали в церкви все больше горожан и тем самым увеличивали прибыль церковных учреждений.
Характеристика стиля
Индивидуальный стиль романской живописи начинает формироваться вслед за периодом Каролингов и Оттеновского Возрождения. Для него характерно использование фресок, темперы и восковой живописи. Стоит отметить, что выбор красок и цветовых пигментов средневекового мастера был ограничен.
В Италии
Период романского искусства в Италии длился несколько дольше, чем в других странах. Быстрое развитие направления можно связать прямыми контактами с Востоком. Продолжительность обусловлена тем, что романское искусство было заключено в руках старых и известных мастеров, таких как Дуччо ди Буонинсенья, Чимабуэ и Джотто ди Бондоне, продолжавших создавать свои работы с приходом готического периода.
Фреска в капелле Сан-Сильвестро
Во Франции
Французская живопись Средних веков была менее подвержена византийскому влиянию, чем, например, Италия и Испания. Как правило, художники этой страны придерживались традиций Каролингского возрождения.
В Испании
Нигде не найти такого обилия романской живописи, предвещающей начало готического периода, как в Испании и одном из ее регионов — Каталонии. Иконографические темы церквей и алтарей главным образом сосредотачивались на представлении Христа и Богородицы.
В Англии
Трудно дать общее представление о романской живописи Англии, так как о ней известно, по большей части, из иллюстрированных рукописей. Многие фрески, картины и другие объекты искусства до наших дней не дошли, хотя, несомненно, могли помочь в формировании оценки направления.
В Германии и Австрии
Изобразительное искусство Германии и Австрии между девятым и одиннадцатым столетием представляет собой сложную смесь романской и более ранней средневековой живописи, а почти полное исчезновение и потеря произведений искусства также добавляют сложность в анализ.
В Венгрии и Чехии
Исторически сложилось, что эти страны сыграли важную роль в развитии романского искусства. Архитектура и живопись Венгрии и Чехии отражают идеи направления и обладают ярко выраженным восточным влиянием.