Краткое описание картин Гойи, связанных с темными силами, ведьмами и дьяволом.
Капричос
Вероятно самый масштабный труд, посвященный теме колдовства и ведьм, является серия гравюр капричос. Представленные в нем офорты высмеивают политическую ситуацию страны, социальное положение и религиозные предрассудки людей.
Великий козел
Дата создания: 1798 год.
Тип: фреска.
Известная также как «ведьмин шабаш» фреска производит ошеломительный и пугающий эффект. На картине Гойя изображает Сатану, окруженного группой испуганных и безобразных ведьм. Козел, походящий на человека, сидит с широко открытым ртом, будто кричит ругательства или таинственные инструкции. Молодые и старые женщины, несмотря на панику, остаются послушны. Данная работа входит в число знаменитых «черных картин» Гойи.
Художник поднимает в работе тему жестокой испанской инквизиции и охоты на ведьм, пытаясь выразить чувства и умонастроения того времени. Хотя эта фреска намеренно скрывалась автором, в том числе из за страха возможных упреков, Гойя считал ее одной из своих лучших работ.
На текущий момент фреска с некоторыми повреждениями была перенесена на полотно и помещена в музее Прадо (Мадрид).
Шабаш ведьм
Дата создания: 1797–1798 годы.
Местонахождение: Музей Ласаро Галдиано.
Великолепная картина является частью серии из шести работ, созданных Гойей по заказу герцога Осуна, для украшения его имения, неподалеку от Мадрида. Главный герой сцены – дьявол. Он представлен в образе большого козла, готового принять в жертву двух младенцев. Работа считается сатирической и критикующей суеверия необразованного общества.
Полет ведьм
Дата создания: 1797 год.
Местонахождение: Прадо.
Еще одна работа для герцога Осуна подобно серии Капричос изображает сцены колдовства. Три фигуры в шляпах схватили в воздухе обнаженного мужчину. Кроме них можно наблюдать закрывшего уши бедолагу и бегущего человека в белом плаще, правой рукой воспроизводя жест, предназначенный для защиты от дурного сглаза. Эта картина была приобретена музее Прадо в 1999 году.
Заключение
Франциско Гойя, хоть и создал немало работ на мистическую тематику, относился к ней с юмором и недоверием, видя, вероятно, лишь интересные сцены и образы в таинственных ритуалах и верованиях.