Атрибуты искусств. Шарден. Фрагмент.

Жан Батист Шарден. Жизнь и творчество.

04.11.2017


Краткая биография и описание некоторых известных картин мастера.

Краткая биография

Жан Батист Симеон Шарден (1699, Париж – 1779, Париж) был учеником Ноэля Николы Куапеля — художника, пишущего на исторические темы – и Пьера Жака Каза. Его наставником был также Жан-Батист ван Лоо — представитель школы Фонтенбло. В 1724 Шарден был принят в Гильдию святого Луки, а в 1728 — в Королевскую академию художеств, где вплоть до 1774 занимал высокий пост. Со свойственной ему поэтической силой Шарден писал натюрморты и жанровые сцены, лишенные каких-либо поражающих воображение эффектов и символов. Выдержанный, мягкий колорит, произвольный на первый взгляд подбор изображаемых предметов и отсутствие световых акцентов выдает влияние нидерландской живописи, принципы которой Шарден органично сочетал с достижениями французских мастеров. Ему удалось вывести на первое место в своеобразном живописном табеле о рангах натюрморт и жанровую картину, ранее не пользовавшиеся большой популярностью.

Творчество

Мальчик, играющий с картами. Жан Батист Шарден.

Мальчик, играющий с картами, около 1740. Холст, масло, 82*66 см. Уффици, Флоренция.
Художник наполнял детские портреты тихой поэзией и очарованием бездонности. Несмотря на кажущуюся близость персонажа, мальчик сохраняет свою недоступность для зрителя. Он изображен в профиль и кажется полностью поглощенным игрой. Его спокойная осанка, игральные карты и полуоткрытый выдвижной ящик стола указывают на родство этой жанровой картины с натюрмортом.

Художник. Жан Батист Шарден.

Художник, 1737. Холст, масло, 81*64 см. Лувр, Париж.
По примеру голландских художников XVII века Шарден писал детские портреты в спокойных тонах, подчеркивая непринужденность изображенных на них сцен. Юный художник, представленный на картине, увлечен работой и полностью погружен в свои мысли. Как и в натюрмортах, художник точно передает суть выбранного момента. Шарден мастерски отображал красоту человека, не затушевывая и не подчеркивая ее дополнительными обстоятельствами.

Натюрморт со скатом. Жан Батист Шарден.Натюрморт со скатом, 1727–1728. Холст, масло, 114*146 см. Лувр, Париж.
Полотно было представлено на вступительном экзамене в Академию. Сюжет натюрморта стал причиной отношения к Шардену как к «художнику, пишущему животных и фрукты». Несмотря на следование голландской школе, в картине уже прослеживается индивидуальность автора. Очевидно ощущение художником материальности предметов, которые обладают определенным эстетическим воздействием, несмотря на откровенный реализм. Однако продуманная композиция позволяет художнику как бы отстранить изображенные предметы от зрителей.

Натюрморт с трубками и сосудами для питья. Жан Батист Шарден.Натюрморт с трубками и сосудами для питья, около 1762. Холст, масло, 32*42 см. Лувр, Париж.
Это позднее полотно свидетельствует о смене творческого стиля художника. Будто бы произвольно выставленные на столе предметы написаны неяркими, приглушенными красками и погружены в полумрак. Художник противопоставляет материалы, из которых они сделаны, этому способствует контраст между вертикалями и горизонталями композиции. Так переплетаются внешнее спокойствие и внутренний динамизм.

Атрибуты искусств. Жан Батист Шарден.Атрибуты искусств, 1765. Холст, масло, 112*140,5 см. Лувр, Париж.
Шарден стремился раскрыть сущность искусства. Палитра с красками и кисть символизируют живопись, статуэтка Меркурия — скульптуру, чертежные и рисовальные принадлежности — архитектуру. Критерием оценки мастерства художник считал всеобщее признание, о чем свидетельствует орден на муаровой ленте. Свет в картине играет самостоятельную роль, что несвойственно стилю Шардена. На фрагменте контраст между сильно и слабо освещенными зонами придает объемность и фактурность статуе Меркурия, надевающего крылатые сандалии.

Жан Батист Шарден. Жизнь и творчество. обновлено: Ноябрь 5, 2017 автором: Глеб

Похожие записи..

Добавить комментарий