Крик. Мунк. Фрагмент.

Эдвард Мунк. Жизнь и творчество.

18.09.2016


Описание знаковых работ знаменитого мастера.

Эдвард Мунк (1863–1944)

Вклад в искусство модерна

Творчество норвежского художника Эдварда Мунка часто ассоциируют с такими направлениями, как символизм, экспрессионизм и эстетизм. Каждое из них так или иначе связано с югендстилем, появившемся в Германии в конце XIX века. До 1879 года Эдвард Мунк хотел стать инженером, но ему помешала болезнь.

В 1882–1883 годах он берет уроки живописи в колледже в Осло. Затем в 1885 году он посещает Париж и знакомится с импрессионизмом, неоимпрессионизмом и символизмом, а также модерном. В это время в Париже начинают появляться живописные и графические афиши и рекламные плакаты в стиле модерн. Визуализация Мунком психологической травмы, которую он получил в ранней юности, стала одним из проявлений экспрессионизма. Значение же Мунка для искусства модерна состоит в том, что созданные им образы объединяют синтетизм и смелый колорит с графической условностью плоскостного решения.

Германские влияния

Вернувшись в Париж, художник какое-то время посещает студию Леона Бонна (1833–1922). Работы Мунка уже появляются в немецких и французских художественных журналах. В 1892 году Союз берлинских художников (Verdin Berliner Kimstlef) пригласил Эдварда Мунка участвовать в ноябрьской выставке объединения. Однако произведения художника, сложные для понимания и по содержанию, и по форме, были встречены недоброжелательно; тогда в знак протеста против вкусов обывателей возникла группа «Одиннадцать», которая поддержала Мунка.

У художника завязалась дружба с такими немецкими художниками и литераторами, как Юлиус Мейер-Грефе (1867–1935) и Рихард Демель (1863–1920). Его также поддержали находившиеся в это время в Берлине шведский писатель, фотограф и художник Август Стриндберг (1849–1912) и норвежский драматург Генрик Ибсен (1828–1906), для которого Мунк сделал эскизы декораций. Дружеские отношения с этими людьми дали возможность Мунку продолжить работу. Во время пребывания в Берлине он посещал дома и мастерские немецких интеллектуалов, где мог видеть декоративно-прикладные произведения, выполненные в стиле модерн, который в свою очередь был отмечен влиянием гравюр японца Кацусики Хокусая (1760–1849).

Крик

Крик. Мунк.

Крик

Влияние, которое оказало на творчество Мунка все увиденное им в Париже и Берлине, ощущается в его картине Крик (1893). Эта работа, выполненная на картоне маслом, темперой и пастелью, представляет одну из нескольких авторских версий. На переднем плане Мунк изобразил одинокую молодую женщину в состоянии аффекта. Она закрыла руками уши, пытаясь заглушить звуки и отключиться от всякой реальности. Из ее открытого рта исторгается протяжный вопль. Утрированные изгибы тела женщины уподоблены изогнутым, будто закручивающимся в спираль линиям пейзажа. Она одновременно является и частью пейзажа, и отторгнута от него. По направлению к женщине движутся две фигуры, и это еще более подчеркивает ее одиночество.

По другую сторону деревянной балюстрады Мунк представляет устрашающую стихию прибрежного пейзажа и реки. Небеса Мунк изобразил как беспокойную ферментацию красных, кремовых и зеленых полос. Состояние своей героини художник передает через деформированные формы и искаженные цвета, тем самым ассоциируя себя с символизмом и нарождающимся экспрессионизмом. Хотя перспективные сокращения и присутствуют на дальних планах, ее фантастические краски еще более усиливают общее впечатление условности построения плоскостного картинного пространства.

Картина Мунка не создает образ реальности, но передает лишь представление о ней. Работа Крик — это часть живописного цикла Фриз жизни, посвященного извечным темам: любви и смерти. «Эти картины представляют собой впечатления, настроения жизни души», — пояснял Мунк. В них он сублимирует свои психологические юношеские травмы, связанные с неистовой религиозностью его отца, со смертью матери и сестры. Вновь и вновь он будет возвращаться к этим мучительным темам. В произведениях Мунка боль личных утрат ощущается столь остро, что зритель видит в них отнюдь не сколки с реальности, но именно состояния страдающей души.

Героини Мунка

Мадонна. Мунк.

Мадонна

В 1892–1908 годах Мунк делил свое время между Берлином и Парижем. Он пишет картину Мадонна (около 1894–1895). Если сравнить ее с работой Переходный возраст (1894), в которой переданы невинность и робость обнаженной молодой девушки, сидящей в постели и смотрящей прямо на зрителя, то в Мадонне Мунк говорит о силе красоты и ее самодостаточности. Обе эти картины вызывают некоторое замешательство. Обнаженная юная Мадонна обращена к зрителю, но будто не замечает своей наготы. Ее голова с нимбом красного цвета откинута, длинные волосы, густые и темные, обрамляют лицо и, спадая на плечи, струятся до пояса. В ней можно увидеть романтическую предшественницу ярких декоративных полуобнаженных героинь Альфонса Мухи и Юдифи Густава Климта (1901).

В картине Три возраста женщины (Сфинкс) (1893–1895) Мунк объединил юность героини Переходного возраста и эротизм Мадонны. Здесь художник представил три женские фигуры, и каждая из них символизирует определенный возраст от детства до старости. Стоит отметить, что тема трех возрастов также фигурирует в одноименной работе Климта.

Три возраста женщины. МункТри возраста женщины Мунка

Картина "Три возраста женщины"Три возраста женщины по версии Густава Климта

Эдвард Мунк. Жизнь и творчество. обновлено: 14 сентября, 2017 автором: Egor Zeganov

Похожие записи..

Добавить комментарий

Adblock
detector