История музея
Коллекция живописи Венского музея истории искусств обязана своим существованием и особыми чертами великим коллекционерам из Дома Габсбургов. Поэтому, несмотря на радикально изменившуюся политическую ситуацию и многие приобретения XIX–XX веков, в ней все еще живет дух великолепной частной королевской коллекции, со всеми ее преимуществами и недостатками.
Начало коллекции было положено в XVI–XVII века. К 1800 году уже определились ее наиболее важные внутренние и внешние признаки. При всем своем разнообразии и богатстве она является несистематичной по сравнению с коллекциями таких национальных галерей, как Лондонская и Берлинская (не говоря уже об американских коллекциях), которые с энциклопедической или исторической точки зрения были основаны позже. Эта коллекция не представляет собой учебник по истории искусства, претендующий на объективное и полное в историческом отношении описание каждой страны, эпохи и стиля. Она скорее обладает достоинствами, не присущими другим коллекциям живописи, и в то же время в ней имеются значительные пробелы. Все это сознательно или подсознательно передавалось из поколения в поколение кураторами коллекции.
Содержание коллекции
Не имеющее равных богатство венецианской живописи XVI века и фламандской живописи XVII века, всеобъемлющая подборка итальянских полотен эпохи барокко, аналоги которой вряд ли существуют в какой-либо стране мира, двадцать подлинников Брейгелей (из приблизительно сорока дошедших до нашего времени) и чудесная коллекция ранней нидерландской и немецкой живописи соседствуют с почти полным отсутствием полотен французских и английских живописцев, а также итальянских «примитивистов», художников, работавших в Италии в XIII–XIV веках и в эпоху Раннего Возрождения. Коллекции же голландской живописи XVII века и итальянской живописи XVIII века удивительно малочисленны для галереи такого уровня, невзирая на то, что в ней имеются выдающиеся полотна этих школ и эпох.
Таким образом обозначить общую модель формирования экспозиции, ее характер, сложно. Значимые произведения коллекции создавались в Германии, Нидерландах, Англии, Голландии, Франции и Северной Италии.
Габсбурги, занимавшиеся созданием коллекции, любили нидерландскую живопись, Рубенса, Брейгеля, Ван Дейка, Тициана, Дюрера. До текущего момента музейная коллекция обозначена меткой их, возможно тенденциозного, «семейного вкуса».
Великие Габсбурги, и это, безусловно, отражено во всей коллекции музея, испытывали тягу ко всему завершенному, законченному, а значит, уже прошедшему этап неуклюжего становления.
В музее можно увидеть достаточно мало произведений «ранних» этапов формирования и развития стилистических направлений, произведений, стремящихся к внутренней законченности. Отсутствуют работы XIII–XIV веков, практически нет работ итальянских живописцев эпохи Кватроченто, нет «борющихся мечтателей» и всего несколько набросков. Габсбурги не признавали эксцентричности: им нравились зрелые и перезрелые стили, венецианская и фламандская живопись XVI–XVII веков, полностью завершенные, совершенные, даже несколько декоративные образцы, непринужденная элегантность, утонченность, без всякого хвастовство. Коллекция производит впечатление декоративного целого.
- Тициан
- Андреа Мантенья
- Джорджоне
- Антонелло де Мессина
- Лоренцо Лотто
- Джованни Беллини
- Тинторетто
- Джакопо Бассано
- Паоло Веронезе
- Чезаре да Сесто
- Аньоло Бронзино
- Рафаэль Санти
- Корреджо
- Пармиджианино
- Аннибале Карраччи
- Караваджо
- Гвидо Рени
- Доменико Фетти
- Лука Джордано
- Пьетро да Кортона
- Гвидо Каньяччи
- Бернардо Беллотто
- Питер Пауль Рубенс
- Ян ван Эйк
- Иероним Босх
- Питер Брейгель-старший
- Антоний Ван Дейк
- Ян Вермеер Дельфтский
- Абрахам Блумерт
- Франц Хальс
- Рембрандт Харменс ван Рейн
- Альбрехт Дюрер
- Лукас Кранах-старший
- Никола Пуссен
- Диего Веласкес