Замок Буонконсильо

Замок Буонконсильо. Тренто.

Мощный и величественный замок Буонконсильо / Castello del Buonconsiglio — главная достопримечательность итальянского города Тренто с богатой историей.

В соборе Святого Вигилия города Тренто проходил важнейший для церкви Тридентский собор.

Средневековье, вопреки распространенному мнению, вплоть до середины XVI века было довольно терпимо к творческим поискам церковных художников и скульпторов, предоставляя им довольно широкое поле для визуального толкования словесных библейских образов. Более того, на полях церковных книг (за пределами основного текста и иллюстраций) размещались картинки, которые смело можно отнести к непристойным изображениям — то есть ко всему, что связано с темой телесного низа. Такие картинки назывались «маргиналиями».

Когда Европу охватил огонь Реформации, с его иконоборчеством, «сомнительные» трактовки образов стали резонным поводом для протестантов (и особенно кальвинистов) высмеивать творения мастеров и отказываться от почитания икон и религиозных статуй.

Тогда католическая церковь приняла решение о том, что она сама должна «очистить» церковное искусство от такого рода «компромата» — то есть фактически ввести цензуру.

Чтобы решить, что и как должно изображать, в 1545 году был собран Тридентский собор — который как раз и состоялся в соборе Святого Вигилия в Тренто. Конечно, тема внутрицерковной цензуры была далеко не единственной — 18 лет отцы церкви обсуждали различные догматы, за это время трижды сменился римский папа. В 1564 году была подписана булла папы Пия IV, в которой были отражены основные постановления Тридентского собора.

После начала Контрреформации, провозглашенной в Тренто, из канонической иконографии исчезли удивительные изображения Святой Троицы — как человека с тремя лицами. Исчезли складные алтари в виде Девы Марии — при распахивании створок, сделанных в форме плаща, также открывалось изображение Троицы. Все эти средневековые артефакты сегодня довольно редки.

Замок Буонконсильо

Замок Буонконсильо

Снаружи замок выглядит немного как животное из «Веселых картинок»: когда хвост тигра, шея жирафа, туловище льва. Сразу понятно: строили-достраивали-перестраивали не раз, приспосабливая его к нуждам принцев-епископов города Тренто.

Входной билет — 10 евро с человека, еще 2 евро — отдельный билет на вход в Орлиную башню (TORRE AQUILA) с фресками «Времена года». Берем и того, и другого. Оглядываемся:

Замок БуонконсильоЗамок Буонконсильо

До начала сеанса в Орлиной башне у нас — полчаса, по полученной схеме прикидываем, где мы есть, получается, что часть экспозиции можно посмотреть по пути в самую отдаленную от входа в замок башню — собственно говоря, искомую Орлиную.

Для начала надо разогнаться, войти во вкус рассматривания и разглядывания музейных витрин. Первый этаж — «малые формы», реликвии времен Древнего Рима и Раннего Средневековья:

Потихоньку нападает азарт, экспонат за экспонатом все интереснее и интереснее, как, например, эти римские таблетки-барельефы:

Замок Буонконсильо

Среди витрины с заколками самые интересные — анималистические:

Замок Буонконсильо

Некоторые экземпляры так и просятся в проект «Страдающее Средневековье» — там таких сов страсть как обожают (прошу прощения за качество фотографии — без вспышки, в полутемном помещении, да еще с таким приближением…):

Замок Буонконсильо

По экспозиции разбросаны венецианские львы разных моделей:

Замок Буонконсильо. Фото Artrue.ru.

Образ льва в христианстве — весьма неоднозначный, в средневековом искусстве у него было множество толкований:
«Иисуса уподобляли льву, поскольку этот зверь якобы заметает свои следы хвостом (так и Сын Божий скрывал свою божественную природу от дьявола) и спит с открытыми глазами (как Спаситель, который на кресте умер как человек, но как Бог не мог умереть <…> Львята рождаются мертвыми и оживают спустя три дня, когда львица на них рыкнет (точно так же и Христос на третий день воскрес из мертвых). Одновременно лев, конечно, был одним из главных символов Сатаны — ненасытного хищника, который стремится «пожрать» души».

В музее представлены, конечно, только «правильные» львы.

Замок Буонконсильо

Планировка, как и полагается всякому уважающему себя замку, запутанная — но не очень. На всякий случай, дабы не опоздать в Орлиную башню, решаем прийти минут за пять до начала сеанса. Тем более, что пройти предстоит через уютный внутренний двор — Львиный, но названию установленных здесь скульптур:

Замок Буонконсильо

Замок Буонконсильо

Из него — выход в еще один двор, к крепостной стене, но мы туда не пойдем: это двор Мучеников — здесь находятся могилы расстрелянных во время Первой мировой войны австрийцами итальянских патриотов. Почему-то сразу вспомнился роман (и фильм) «Овод» с бесстрашным революционером, командующим собственной казнью.

Замок Буонконсильо

Сеансы к TORRE AQUILA (или по-простому — к Орлиной башне) организуются каждые 45 минут. Группа численностью не более 25 человек идет к башне в сопровождении гида через длинный и узкий переход.

Продолжительность сеанса ознакомления с росписями стен внутри башни — 15 минут, покинуть помещение можно также в сопровождении гида.

Каждому посетителю выдается аудиогид, который в течение 15 минут на итальянском, английском или немецком языках (информации на русском нет нигде в замке) будет вещать о том, что уникальные фрески в XV веке выполнил неизвестный мастер из Богемии. Он с предельной точностью изобразил смену времен года, рассказав на 12 фресках о типичных занятиях жителей Тренто на протяжении 12 месяцев в году.

Фотографировать внутри можно:

Положа руку на сердце, эта часть экспозиции меня не сильно впечатлила, возможно, против сыграла некоторая заорганизованность процесса. Да и вообще, в Большом дворце — части замка, отстроенной в эпоху Возрождения, — росписи стен и особенно потолков ничуть не менее впечатляющи:

Да и мастерски выполненные кессонные потолки в этой части замка заставляют вспомнить высокие образцы этого вида искусства (например, в Венеции):

Замок Буонконсильо

Кстати говоря, место сбора групп — лоджия Романино (по имени художника XVI века) — также является жемчужиной замка.

После освобождения от привязанности к определенному времени начала сеанса, мы смогли спокойно побродить по запутанным залам замка. Тем более, что посмотреть было на что.

Зимой любовались механическим раком в Дрездене — осенью в Тренто обнаружился его дальний родственник:

Замок Буонконсильо

В сокровищнице замка Буонконсильо — потрясающее собрание средневековой деревянной скульптуры.

Замок Буонконсильо. Деревянные скульптуры.

Замок Буонконсильо

Некоторых святых можно легко узнать по специальному иконографическому атрибуту. Часто им становилось орудие казни (меч св. Павла, колесо св. Екатерины, раскаленная решетка св. Лаврентия), но иногда отличительным признаком святого становился орган, которого лишили во время пыток и казни.

Самый яркий пример — это св. Дионисий, первый епископ Парижа, которого изображают с собственной головой в руках. Св. Агату отличают по другому признаку, который я даже не хочу упоминать.

А вот на следующей фотографии, судя по всему, св. Луция.

Замок Буонконсильо

Св. Луции Сиракузской, по одной версии, выколол глаза во время казни палач, а по другой — она сама вырвала глаза, чтобы не достаться язычнику. По средневековой иконографической традиции, начиная с XIV века ее изображали с двумя парами глаз: одну из них святая держит на блюде.

Главным шедевром в коллекции замка является Мадонна в голубом, которая выставлена в экспозиции с лета прошлого года после масштабной реставрации. Она сильно отличается от привычного нам образа Девы Марии: уверенная посадка, прямая осанка — в ее облике читается мощь, сила, уверенность.Замок Буонконсильо

Но есть и более утонченные ренессансные образы:

Замок Буонконсильо

К сожалению, поврежденное изображение не дает возможности точно сказать, чем именно занята Дева Мария в сцене Благовещения, но кажется, что она держит в руках книгу. Это тоже довольно интересная деталь: на картинах Благовещения вплоть до XIII века Богоматерь пряла — то есть занималась типично женским делом, но в последующей традиции иконографии утвердились два типа изображения — Дева Мария молится или читает. Это был своеобразный прорыв, так как до этого времени книга в руках была исключительно мужским атрибутом. Эта идея может быть сформулирована как утверждение, что благочестие требует грамотности.

Удивительно, но сегодня Средневековье — необычайно популярно, даже термин появился — «Средневековый бум». Ученый-медиевист сейчас — это не замшелый старец, занимающийся никому не интересными вопросами давно ушедшей эпохи, а, зачастую, очень модный и «продвинутый» человек. У популярных образовательных порталов материалы о Средневековье — в топе самых востребованных и интересных читателю. Выходят и (мало того!) раскупаются книги по медиевистике (я кое-какие выдержки из них честно использовала в этой части своего отчета о поездке в Тренто).

Если раньше слова «средневековый» и «мракобесие» не могли существовать друг без друга, искусство Средних веков рассматривалось со снисходительностью, с которой взрослый человек относится к «творчеству» малого ребенка, то постепенно как-то произведения средневекового искусства стали завоевывать себе место в пространстве между высокими античными образцами — и ренессансными шедеврами.

Средневековье постепенно реабилитируется: все чаще встречаются статьи, что и ведьм не так много пожгли, и все не так уж мрачно было, как это написано в учебнике истории за 6 класс. О всплеске интереса к эпохе свидетельствует успех фильмов и сериалов с околосредневековым антуражем. Ну а миниатюры этой эпохи — это зачастую просто шедевры:

Замок Буонконсильо

И если на месте разобраться бывает тяжеловато, то последующее рассматривание и поиск информации в разных источникам может быть интересным.
Например, как в крайнем левом рисунке — изображение Бога в сиянии эллипсовидной формы. Точнее, миндалевидной— его называют «мандорла» (с итальянского— миндалина). Этот образ не случаен: миндаль является древним символом сокрытия ценного содержания в очень твердой оболочке. А вообще, у этого символа столько значений— нужна отдельная статья.

По замку можно было бы еще бродить и бродить, но привлекательный вид города с высоты замковых стен прямо-таки манил.

Замок Буонконсильо. Тренто. обновлено: 25 августа, 2019 автором: Egor Zeganov

Похожие записи..

Добавить комментарий

Adblock
detector