Мертвый Христос в гробу

02.01.2017


Автор: Ганс Гольбейн.
Дата создания: 1521-1522 год.
Местонахождение: Базельский музей (Швейцария).

Ганс Гольбейн Младший

Ганс Гольбейн Младший (1497-1543) был художником и принадлежал к династии знаменитых немецких художников эпохи Возрождения. Как и его отец Ганс Гольбейн Старший и старший брат Амброзиус, он создавал живописные произведения, а также был знаком с ювелирным делом и техникой гравирования.

На формирование личности художника повлияло знакомство с величайшим ученым-гуманистом того времени Эразмом Роттердамским, а также знакомство с реформаторскими трудами Мартина Лютера. Гольбейн Младший работал над иллюстрациями к произведениям Эразма Роттердамского и к Библии на немецком языке Мартина Лютера.

Знакомство с Эразмом Роттердамским произошло в швейцарском городе Базеле, где Ганс Гольбейн Младший провел несколько лет своей жизни: так называемый первый базельский период охватывает 1515 – 1525 годы, второй базельский период — 1529-1531 годы. В промежутках между этими периодами художник творил и жил в Англии, где создал ряд выдающихся портретов английской знати и представителей королевской династии (портреты Генриха VIII, Эдуарда VI, королевы Джейн Сеймур).

Автопортрет. Ганс Гольбейн.

Автопортрет. Ганс Гольбейн

Разрыв с традициями

В первый базельский период Ганс Гольбейн Младший создает свою самую необычную работу, аналогов которой трудно найти не только в предшествующий период, но и в последующем развитии европейского искусства.

Как отмечается на сайте Художественного музея Базеля, Гольбейн сначала пометил картину датой «MDXXII», но затем закрасил последний символ «I». Поэтому принято считать, что хотя картина была завершена в 1522 году, но идея ее создания относится к предыдущему году.

Картина «Мертвый Христос в гробу» непохожа на традиционные изображения мертвого Христа и с формальной позиции, и с точки зрения нравственного содержания.

Прежде всего, бросается в глаза необычный формат и размеры картины — 30,5 x 200 сантиметров. Произведение представляет собой узкое, но длинное живописное полотно, в рамки пространства заключено истерзанное тело.

Мертвый Христос в гробу. Ганс Гольбейн.

Мертвый Христос в гробу

Необычный формат может объясняться несколькими причинами, самая общепризнанная среди которых – принадлежность картины к части алтаря (в связи с этим упоминается Базельской картезианский монастырь). Тем не менее, картина эта известна как самостоятельное произведение, композиционно не связанное с другими частями.

Фоном изображения служит внутренняя поверхность гроба, хотя, как известно, в иудейской традиции мертвых хоронили не в гробах, а в пеленах. Тело истерзано и избито, в отличие от предыдущей художественной традиции, изображающей мертвого Христа в величии непоруганной телесной красоты. Страшное напряжение в фигуре неспособно скрыть даже смерть.

Мертвый Христос в гробу. Фрагмент.

По легенде, художник писал тело с утопленника, погибшего в Рейне. Необычным является ракурс смотрящего: это предельно реалистичное – даже натуралистичное – изображение с близкого расстояния увиденного трупа Господня в натуральную величину.

В картине отсутствуют изображения других библейских персонажей, упоминаемых при описании снятия Христа с креста и его положения во гроб: рядом с ним нет учеников, нет и Богоматери.

В истории искусства картина по сей день остается уникальным явлением и оставляет множество загадок.

Базельский художественный музейБазельский художественный музей

Мертвый Христос в гробу обновлено: Июнь 4, 2017 автором: Глеб

Похожие записи..

Добавить комментарий