Краткая биография и описание знаменитых работ мастера ренессанса.
Стиль Бассано
Якопо Бассано (около 1517, Бассано – 1592, Бассано), настоящее имя Джакомо да Понте, — выдающийся художник эпохи позднего Возрождения. Родился в семье художника Франческо Бассано Старшего. Живописи учился у своего отца, позже в Венеции — у Бонифации Веронезе. В 1540 вернулся в родной город. Там у него была большая мастерская, а в 1549 он был назначен консулом. Под влиянием Тициана, Лоренцо Лотто, Тинторетто и художников-маньеристов Бассано удалось выработать свой стиль, для которого характерны точность в воспроизведении реальности, жанровая трактовка религиозных композиций, в которые он включал сцены крестьянской жизни. Его произведения отличают необычное освещение, которое словно исходит от полотен, высокая точность передачи деталей, а также естественность живописного повествования.
Основные произведения
- Усекновение головы Иоанна Предтечи, около 1550, Государственный музей искусств, Копенгаген;
- Пейзаж с притчей о сеятеле, 1560–1570, Музей Гиссеп-Борнемиса, Мадрид;
- Рай на Земле, около 1573, Галерея Дориа Памфили, Рим.
Тайная вечеря, около 1547. Холст, масло.
В небольшое пространство картины вписаны фигуры апостолов и Христа. Позы, жесты, выражения лиц говорят о сильном волнении апостолов. Бассано расширил традиционный религиозный сюжет и усилил жанровый мотив. Однако это следует рассматривать не как отход от религиозного понимания темы, но скорее как изобразительный модус, поясняющий смысл картины и являющийся в некотором роде пророческим, опережающим свое время. На фрагменте отчетливо видна различная реакция апостолов на пророчество Христа о том, что один из них предаст его. Апостол на переднем плане указывает на преломлённый хлеб и смотрит на Спасителя открытым взглядом. Так художник передает легенду об искупительной жертве Христа.
Поклонение пастухов, около 1562. Холст, масло.
Произведение является типичным примером самобытного творчества художника в период после 1550. Обращение к бытовому жанру свидетельствует об интересе Бассано к природе и сельской жизни. Религиозная тема служит предлогом для изображения идиллической сцены. Современники Бассано особенно ценили его работы за их близость к реальной жизни, гармонично сочетающуюся с духовностью. От ранних произведений эту картину отличает сдержанный колорит.