Историческая справка
Пинакотека Бреры, задуманная поначалу как учебный музей для нужд студентов Академии художеств, оказалась сформированной, по распоряжению наполеоновского правительства, как Королевская Галерея по образу создававшихся в ту эпоху государственных музеев, вроде Лувра. Брера была открыта 15 августа 1809 г., в день рождения Наполеона Бонапарта. В то время король Италии и император Франции, Наполеон, вдохновленный идеями Французской революции, намеревался создать музей во славу своего правления и много сделал для того, чтобы в Милане оказалось сосредоточено значительное количество выдающихся шедевров, привезенных из северной и северо-восточной Италии. В музейное собрание с самого начала вошли слепки, картины и гравюры, уже принадлежавшие Академии, которые были выставлены в ряде музейных залов, но большую часть экспозиции составили экспонаты, являвшиеся результатом политического (или государственного) коллекционирования: картины, свезенные в Милан в первые годы XIX века, происходившие из упраздненных австро-венгерским правительством церквей и монастырей, и картины, конфискованные на территориях, постепенно завоевываемых наполеоновской армией.
Академия художеств была основана по указу императрицы Австрии Марии-Терезы в 1776 году. Она расположилась во дворце, прилегавшем к упраздненной старой церкви монахов-умилиатов Санта Мария ди Брера, в котором был колледж иезуитов, только что закрытый. В тот момент дворец, конца XVI века, находился в стадии перестройки, и нынешний его облик — результат последних переделок, осуществленных архитектором-неоклассиком Джузеппе Пьермарини. Тогда в палаццо Брера располагались, как и сегодня, важные культурные учреждения: Астрономическая обсерватория. Библиотека и Ботанический сад, к которым, по велению австрийской императрицы, был добавлен, кроме Академии художеств, еще и Ломбардский Академический Институт науки и культуры.
Статуя Наполеона
Музей с самого начала располагался в нынешнем здании, на втором этаже, в больших залах, до сих пор называемых «наполеоновскими». Они были переоборудованы из помещений средневековой церкви Санта Мария ди Брера, упраздненной в 1808 году. Здесь установили большую гипсовую статую Наполеон — Марс-миротворец, произведение великого скульптора Антонио Кановы, выполненную, как и ее бронзовый вариант в центре парадного двора, по особому повелению Евгения Богарнэ, приемного сына Наполеона и вице-короля Италии, страстного коллекционера и любителя искусств. Эта колоссальная статуя была вновь установлена на том же месте только в 2009 году, после реставрации, и сегодня встречает посетителей, напоминая об особой роли этого персонажа в истории музея.
Экспозиция
Благодаря энтузиазму таких деятелей как Джузеппе Босси (художника и секретаря Академии) и Андреа Аппиани (художника и хранителя живописи), новообразованный музей сразу становится особым институтом, задачей которого является не только обучать студентов, но и сохранять и делать доступным для широкой публики национальное достояние, которое должно было с годами только увеличиваться. На всем протяжении XIX века и далее, музейный фонд постоянно обогащался дарами от частных лиц и поступлениями по завещаниям, шел и обмен шедеврами с другими музеями.
Стены немногих залов парадного этажа дворца, предоставленных для экспозиции музея, были полностью завешены картинами, расположенными в два ряда, отчего подобная развеска получила название «галерейной». При этом сохранялось соответствие как сюжетов, так и формата картин, снабженных новыми золотыми рамами. В экспозиции преобладали произведения мастеров Ломбардии и Венето XV–XVIII веков, малого, среднего и большого формата (большие алтарные картины), с самого начала считавшиеся шедеврами. После объединения Италии в 1861 году, в экспозицию стали включать и произведения современных мастеров — преподавателей и студентов миланской Академии, к которым подобные произведения присоединялись и в последующие десятилетия.
В период 1809–1811 годов в музей продолжали прибывать в большом количестве произведения, конфискованные в областях Венето, Эмилия и Марке: за три года поступило более тысячи шедевров, и каждый был помещен в собрание и изучен.
Фрески
С начала XIX века коллекция Бреры обогащается также живописными циклами миланских мастеров эпохи Возрождения фресками Гауденцио Феррари, Бернардино Луини и Бергоньоне, которые были сняты со стен церквей и дворцов по методике, выработанной в реставрационных мастерских Ломбардии. Пинакотека Бреры — одно из самых крупных хранилищ шедевров такого рода живописи.
Небольшая часть произведений из коллекции галереи.
Некоторые художники, чьи работы можно увидеть в пинакотеке:
-
- Бернардино Луини
- Донато Браманте
- Стефано де Верона
- Педро Беррунете
- Андреа Мантенья
- Джованни Белинни
- Парис Бордон
- Лоренцо Лотто
- Бертоомео Монтенья
- Тинторетто
- Якопо Бассано
- Умберто Боччони
- Джорджо Моранди
- Пабло Пикассо
- Бернардо Луини
- Пальма Старший
- Винченцо Кампи
- Джованни ди Никколо Лутери
- Бернуво Тизи
- Рафаэль Санти
- Аньоло ди Козимо
- Гвидо Каньяччи
- Орацио Джентелески
- Лука Джордано
- Маттия Прети