Андреа Верроккьо
Синопсис
Флорентийский скульптор, художник и ювелир Андреа дель Верроккьо — знаковый мастер эпохи флорентийского Возрождения, который стоит в одном ряду с Донателло и Микеланджело. Чего стоит только упоминание учеников Вероккио, среди которых были знаменитые Леонардо да Винчи, Перуджино, Сандро Боттичелли, Гирландайо и другие мастера. В эпоху кватроченто мастер прославился благодаря своим работам в классическом стиле — как в жанре живописи, так и в создании скульптур. Вероятно, самой известной работой Верроккьо является конная статуя Бартоломео Коллеони.
Статуя Бартоломео Коллеони
Ранние годы
Верроккьо появился на свет во Флоренции и, как считается, был назван в честь успешного ювелира Франческо ди Луки Верроккьо. Доподлинно не известно, кто был наставником будущего мастера. Вероятно, первые уроки он получил от тезки-ювелира или Донателло. Со временем Верроккьо стал главной опорой для своей семьи, помогая не только родителям, но и братьям, сестрам, племянникам.
Живопись
Только одна картина, дошедшая до наших дней, может быть с абсолютной точностью приписана руке Верроккьо. Знаменитое полотно «Крещение Христа» было заказано руководством церкви Сан-Сальви во Флоренции, где она оставалась до 1530 года. На композиции, слева от Христа, расположен светлый ангел, в котором узнаваем молодой да Винчи, который работал в студии Варроккио в начале 1470-х. Некоторые критики и аналитики идентифицируют второго ангела на картине как Сандро Боттичелли.
Крещение Христа (1472–1475, Уффици, Флоренция)
Единственной подписанной картиной художника является Мадонна со святыми Иоанном Крестителем и Донатусом (Собор Святого Зенона, 1475–1483). Хотя известно, что это работа учеников Верроккьо. Сам учитель, вероятно, занимался проектированием и созданием сложной композиции.
Скульптура
Самая ранняя скульптура мастера — бронзовая статуя Давида (1473–1475). Статую, которая была заказана семьей Медичи, часто сравнивают с более известной версией Донателло. Хотя «Давид» Донателло более чувственный, эмоциональный и элегантный, чем в скульптуре Верроккьо, невозможно отрицать ценность и изысканность последней.
Также важной работой из бронзы является «Путто с Дельфином» (1479) — восхитительная скульптура, изображающая балансирующего на одной ноге Амура. Вероятно, первоначально она была установлена на фонтан, где поворачивалась под давлением струй воды.
После 1475 года Верроккьо акцентировал внимание на скульптуре, что характеризовалось художественным ростом, начавшимся в то время, когда мастер начал работать на семью Медичи. В конце 1470-х он создал весьма реалистичный терракотовый бюст Лоренцо де Медичи. За ним последовал мраморный бюст, известный как «Леди с первоцветом». Благодаря последним произведениям Верроккьо формирует новый стиль классицизма эпохи Возрождения, работы мастера начинают напоминать древние римские скульптуры.
Самые значимые работы скульптор создает в последние два десятилетия своей жизни. В 1479 году в Венеции Верроккьо принял участие в конкурсе на создание конного памятника наемнику Бартоломео Коллени, создав восковую модель статуи в натуральную величину. Однако работу автор не завершил, скончавшись в 1488 году. Завершение проекта легло на плечи Алессандро Леопарди. Главный герой скульптуры прямо сидит на лошади, глядя в глаза невидимому врагу, его фигура полна движения. Некоторые критики считают, что данная работа повлияла на статую Давида авторства Микеланджело.
Наследие
Признание Верроккьо мастером в ювелирном деле и в скульптуре неуклонно росло даже после его смерти. Многие известные художники итальянского Возрождения занимались изучением его картин и статуй, что повлияло и на их творчество.