Списки знаковых и влиятельных скульпторов
Древние скульпторы Египта
Почти полностью анонимными остались новаторские и изобретательные египетские скульпторы и резчики, а также средиземноморские мастера из соседних стран.
Древнегреческие скульпторы (500–100 до н.э.)
Считается, что греческая скульптура представляет собой смесь идей и методик египетской, микенской и персидской культур. Греческие скульпторы изучали как резьбу по камню, так и работу с бронзой. Удивительно, но несмотря на невероятный вклад Греции в развитие скульптуры, до наших дней дошло достаточно мало имен знаменитых мастеров.
Фрагмент фриза Галикарнасского Мавзолея. Скопас.
- Фидий (около 488–431 г. до н.э). Величайший скульптор классического периода;
- Мирон из Елевфер (около 480–444 г. до н.э.). Мастер бронзовой скульптуры;
- Лисипп (около 395–305 г. до н.э.). Известный скульптор под покровительством Александра Великого;
- Поликлет (V век до н.э);
- Каллимах (V век до н.э);
- Скопас (около 395–350 г. до н.э.);
- Пракситель (около 395–350 г. до н.э.);
- Леохар (приблизительно 350-е г. до н.э.).
- Менада. Каллимах.
- Голова статуи амазонки. Поликлет.
- Дискобол. Мирон. Римская копия.
- Геракл и Телефос. Лисипп. Римская копия.
- Диана Версальская. Леохар.
- Артемида Габийская. Пракситель. Фрагмент.
Римские скульпторы (200 г. до н.э. – 200 г. н.э.)
Несмотря на влияние этрусской скульптуры, произведения римских мастеров не оказали такого же сильного влияние на жанр и по большей части уступали древнегреческим образцам.
Византийские скульпторы (450–1200)
В силу специфики православной христианской церкви, византийские скульпторы были ограничены в создании своих работ рельефами. Последние выполнялись из камня и слоновой кости. К сожалению, имена творцов того времени неизвестны.
Романские скульпторы (800–1100)
Романская скульптура базируется на создании объема в архитектуре. В основном, скульпторы нанимались монастырями или монашескими орденами. Регулярно скульпторы этой эпохи создавали декоративные элементы для различных колонн, алтарей и арок, нередко основанные на библейских сценах. Романские статуи и рельефы, как правило включают коренастые, плотные и угловатые фигуры. Встретить такие скульптуры можно во Франции (аббатство Клюни, город Отён, село Везле), Италии (Модена, Верона, Парма, Апулия), Испании (Леон, Мадрид, Сантьяго-де-Компостела) и т.д.
- Мастер Матео;
- Бенедетто Антелами;
- Никколо Пизано.
Готические скульпторы (1100–1500)
Готическая скульптура тесно связана с готическим религиозным архитектурным искусством. Она зарождается в 12 веке, в аббатствах и соборах Северной Франции. В отличие от приземистых романских рельефов и статуй, готические произведения — высокие и утонченные, в соответствии с преобладающими вертикальными линиями новой архитектуры. Во многих странах готическая скульптура предзнаменовала приход эпохи Возрождения, хотя к северу от Альп классические идеи Ренессанса были менее популярны, а готический стиль в них продолжал быть актуальным вплоть до 16-го века.
- Арнольфо ди Камбио (около 1240–1310);
- Лоренцо Майтани (около 1275–1330);
- Андреа Пизано (около 1290–1348);
- Филиппо Каунтио (около 1315–1355);
- Андре Боневё (около 1335–1402);
- Клаус Слютер (около 1340–1406).
- Рельефы фасада Собора в Орвието. Лоренцо Майтани.
- Надгробие Филиппа смелого. Клаус Слютер. Фрагмент.
- Колодец предков. Клаус Слютер.
- Святой Петр. Арнольфо ди Камбио.
Скульпторы эпохи Возрождения (1400–1600)
Итальянская скульптура эпохи Возрождения отмечается возвращением к классическим формам и моделям, обнаженным натурам, а также широкому распространению конных статуй. Большая часть этих статуй создавались для украшения общественных мест. Этот период подарил истории искусств гениальных скульпторов, таких как Донателло, Микеланджело, Джамболонья и других знаменитых мастеров.
- Якопо делла Кверча (1374–1438);
- Нанни ди Банко (около 1375–1421);
- Филиппо Брунеллески (1377–1446);
- Лоренцо Гиберти (1378–1455);
- Донателло (Донато ди Никколо) (1386–1466);
- Антонио Росселлино (1427–1479);
- Андреа Делла Роббиа (1435–1525);
- Андреа Верроккьо (1435–1488);
- Алонсо Берругете (около 1486–1561);
- Якопо Сансовино (1486–1570);
- Бенвенуто Челлини (1500–1571);
- Франческо Приматиччо (1504–1570);
- Жермен Пилон (около 1529–1590);
- Жан Гужон (около 1520–1563);
- Тильман Рименшнейдер (1460–1531);
- Адриан де Врис (1545–1626).
- Давид. Донателло.
- Дама с букетом. Верроккьо.
- Гермес и Психея. Адриан де Врис.
- Сальера. Челлини.
- Пьета. Микеланджело.
- Пир Ирода. Лоренцо Гиберти. Бронза.
- Барельеф «фонтана радости» в Сиене. Якопо делла Кверча.
- Святая Варвара. Тильман Рименшнейдер.
- Воскресение. Жермен Пилон.
Барочные скульпторы (1600–1700)
Барочная скульптура вырастала из общего стиля барокко, сформировавшегося в 17-м веке под влиянием реформации Лютера, католической контрреформации и некоторых других политических событий. Драматический и театральный стиль отлично подходил для создания статуй и рельефов, хоть и был несколько ограничен рамками религии.
- Хуан Мартинес Монтаньес (1568–1649);
- Франсуа Дюкесной (около 1597–1643);
- Франсуа Жирардон (1628–1715);
- Алессандро Альгарди (1598–1654);
- Бернини (1598–1680);
- Алонсо Кано (1601–1667);
- Антуан Куазевокс (1640–1720).
- Стефано Мадерно. Святая Цецилия.
- Похищение Сабинянок. Джамболонья.
- Распятие. Монтаньес.
- Экстаз блаженной Людовики Альбертони. Бернини.
Скульпторы 18 века: неоклассические стили
Как реакция на причудливый и пышный стиль рококо и мелодраматический стиль барокко, в конце 18-го века формируется неоклассическое направление в скульптуре, основанное на античных моделях и интересе к классической древности. Однако абсолютно четко провести границу между барокко и неоклассицизмом невозможно, и ряд произведений этого периода можно отнести к любой категории.
- Жан-Батист Пигаль (1714–1785);
- Бертель Торвальдсен (1770–1844).
- Этьен Морис Фальконе (1716–1791);
- Жан-Антуан Гудон (1741–1828);
- Жан-Жак Каффиери (1725–1792);
- Джозеф Ноллекенс (1737–1823);
- Клод Мишель (Клодион) (1738–1814);
- Джон Флаксман (1755–1826);
- Антонио Канова (1757–1822);
- Иоганн Шадов (1764–1850);
- Минерва. Джозеф Ноллекенс.
- Меркурий, завязывающий сандалию Жан-Батист Пигаль.
- Грозящий Амур. Фальконе.
- Иоганн Шадов. Принцессы. Гипс.
Скульпторы XIX века
19 век можно назвать переломным для скульптуры. Неоклассицизм еще оставался популярным в Америке, а европейские мастера, в основном, занимались созданием исторических памятников и статуй королей и военачальников. Только в первые десятилетия 20-го века начали зарождаться новые формы и идеи композиций. Заметно выделяется в эту эпоху творчество французского скульптора Огюста Родена.
- Оноре Домье (1808–1879);
- Джордж Фредерик Уоттс (1817–1904);
- Жан-Батист Карпо (1827–1875);
- Фредерик Лейтон (1830–1896);
- Константин Менье (1831–1905);
- Фредерик-Огюст Бартольди (1834–1904);
- Эдгар Дега (1834–1917);
- Жорж Минне (1866–1941).
- Мать с двумя детьми. Жорж Минне.
- Уголино и его дети. Жан-Батист Карпо.
- Статуя свободы. Бартольди.
Современные скульпторы: 20-й век
Первые годы 20-го века стали революционными в скульптуре, во многом благодаря таким художникам как Пикассо, Боччони и Наум Габо, а также новым модернистским движениям (кубизм, сюрреализм, дадаизм и т.д.). Появляются новые абстрактные формы и объекты скульптуры.
Ягуар пожирающий зайца. Матисс.
- Аристид Майоль (1861–1944);
- Анри Матисс (1869–1954);
- Эрнст Барлах (1870–1938);
- Константин Бранкузи (1876–1957);
- Анна Хайат-Хантингтон (1876–1973);
- Джейкоб Эпстайн (1880–1959);
- Вильгельм Лембрук (1881–1919);
- Жан Арп (1886–1966);
- Александр Архипенко (1887–1964);
- Оссип Цадкин (1890–1967);
- Жан Дюбюффе (1901–1985).
- Сидящая. Эрнст Барлах.
- Приклонившая колено. Вильгельм Лембрук.
- Орфей. Оссип Цадкин.
- Скульптура перед мадридским университетом. Хайат-Хантингтон.
20-й век: современные скульпторы
Переход от модернизма к постмодернизму значительно разнообразил скульптуру. Появляются новые материалы (например, бетон), новые формы (суперреализм, абстрактные работы) и технологии. Тем не менее, традиционные произведения все еще остаются актуальными, несмотря на массу различий с современными работами.
- Луиза Буржуа (1911–2010);
- Йозеф Бойс (1921–1986);
- Сезар Бальдаччини (1921–1998);
- Эдуардо Паолоцци (1924–2005);
- Дональд Джадд (1928–1994);
- Сол Левитт (1928–2007);
- Ники де Сен-Фалль (1930–2002).
- Модульный куб. Сол Левитт.
- «Без названия». Дональд Джадд.
- Палец. Сезар Бальдаччини.
Представленный список скульпторов не является полным и не содержит ряд известных имен, однако, дает общее представления о мастерах, стиле и идеях различных эпох.