Скульптура в готическом стиле неразрывно связана с архитектурой того периода.
Что такое Готическое искусство?
Термин «готика» имеет необычную историю и коннотацию. Современники стиля никогда не использовали этот термин, описывая свои работы. Наверняка, они были бы удивлены, узнав, что в скором времени люди будут описывать монументальные величественные архитектурные сооружения, изобилующие орнаментами и витражами, словом, которое является синонимом к слову «варварский». Изначально термин «готика» был ругательным, так как критики видели неправильным отхождения от классических пропорций и идей. В общем смысле этот термин описывает здания с остроконечными арками, выполненными в вертикальном стиле, в отличие от используемого в предшествующем романском искусстве горизонтального стиля.
Готическая скульптура
Термин «готика» неразрывно связан со статуей и рельефами, которые, в свою очередь, являются неотъемлемой часть декорации готических зданий. Однако в изоляции от архитектурного контекста произведения достаточно сложно дать определение готической скульптуре, это, скорее, относительное понятие. Можно сказать, что произведения в этом стиле обладают необычными деталями и излишествами. В то время как греческая скульптура развивала идеи простоты и наглядности, готика демонстрирует сложность, гротескность и элегантность. Именно эта сложная смесь идей и элементов дает понять, что перед нами произведение, выполненное в данном стиле.
Чтобы оценить всю красоту и внушительность такой скульптуры лучше, конечно, отправиться в соборы того времени, особенно — расположенные в северной Франции, сочетающие в себе острые шпили и башни, затейливую резьбу и текстуру, ребристые своды и парящие колонны. Сопряженные виды искусства, а именно витражи и скульптуры, естественно сочетаются с архитектурными композициями, удачно дополняя их.
Готическая часовня Сент-Шапель в Париже
Безусловно, в отрыве от изначального места расположения, большинство готических скульптур будут восхищать зрителя изяществом и самодостаточностью. Множество статуй тринадцатого и четырнадцатого веков могут встать в один ряд с ранними произведениями итальянской эпохи Возрождения. Однако, эти скульптуры остаются на своих местах, что связано с безымянностью их авторов.
Собор
В готический период соборы возвышаются над городом, показывая религиозную важность, экономическое и политическое влияние. Скульптура этого периода в первую очередь задумывалась для украшения этих архитектурных памятников, прочно ассоциирующимися у нас с готикой. Можно датировать подъем готического собора периодом с 1175 по 1225 годы. Это время характеризуется также строительством и реконструкцией многих церквей, общественных и гражданских зданий, рынков и т.д. Новые здания отражали промышленные и коммерческие роли городов, и несмотря на огромные ресурсы, которые были необходимы для строительства величественных сооружений, этот процесс предоставлял работу для большого количества людей. Помимо социальной и экономической функций, собор стал центром, в котором разрабатывались основные элементы новой готической архитектуры: заостренные арки, ребристые своды и т.п. Также возникает новая неразрывная связь архитектуры и скульптуры.
Статуи и рельефы
Также как драгоценные камни украшали изделия ювелиров, статуи служили декором для новых сооружений. Скульптуры располагались на фасадах, помогали формировать рисунок и очертания зданий, украшали арки, порталы и контрфорсы. Монументальные скульптурные произведения можно увидеть в фронтонах, галереях, оконных рамах, за пределами здания, а также в интерьере помещения, наряду с фресками и другими произведениями изобразительного искусства. В основе этих композиций преимущественно лежали известные политические сцены и библейские и ветхозаветные сюжеты.
Роза западного фасада. Нотр-Дам.
Готический стиль архитектуры и скульптуры в частности преобладал в Северной Европе до 16-го века, хотя уже в 15-ом веке начал вытесняться композициями мастеров Возрождения. Переросшее в международный готический стиль (1375–1425) в Западной Европе (особенно во Франции и Италии) данное направление уступило место искусству Ренессанса.