История скульптуры

29.11.2017


Содержание

Введение

Любой хронологический отчет о происхождении и эволюции скульптуры должен занимать несколько томов, если не целую библиотеку, соответственно, его краткое изложение означает, что большая часть исторических фактов будет неизбежно опущена. Тем не менее, даже такой далеко не полный экскурс в историю скульптуры будет изобиловать замечательными историями о необыкновенных мастерах, направивших свой талант на создание мраморных, терракотовых, бронзовых скульптур и рельефов. Произведения скульпторов не теряют актуальности и в наше время.

История скульптуры

Доисторическая и неолитическая скульптура

История скульптуры берет начало в каменном веке. Самые ранние из известных нам работ (например, «Венера из Берехат-Рама» и «Венера из Тан-Тана») датируются примерно 230.000–200.000 годами до н.э.

Венера из Берехат-Рама

Венера из Берехат-Рама. Зарисовка.

Объектом доисторической скульптуры становились различные животные и человеческие фигуры. Материалом для произведений служили мамонтовая кость, глина, различные типы камня.

Неолитическое искусство скульптуры, прежде всего, характеризуется произведениями из керамики. Самой впечатляющей формой искусства этого периода была скульптура египетских пирамид и гробниц фараонов: их украшением (с религиозным подтекстом) были различные барельефы и статуи.

Венера из Тан-Тана

Венера из Тан-Тана. Зарисовка.

Начало бронзового века, характеризующегося развитием городов и архитектуры общественных зданий, которому сопутствовало и способствовало создание и усовершенствование сложных инструментов, вызвали увеличение спроса на все виды изобразительного искусства, включая скульптуру. Новые произведения отражали могущество богов и земных правителей.

Скульптура классической древности (1100–100 г. до н.э.)

Так называемый «Темный век» (1100–900 г. до н. э.) в истории греческой культуры характеризуется преобладанием произведений из керамики. Греческая скульптура в привычном для нас виде появляется начиная с 650 годов до н. э. После этого греческое искусство развивается в соответствии с традиционной хронологией.

Стоит упомянуть также кельтскую металлическую скульптуру (400–100 г. до н. э.). Ее развитию и распространению влияния помешала дезорганизованность разрозненных кельтских племен, которые не выдержали конкуренции с более организованными и централизованными государствами.

Кельтский обручКельтский обруч

Архаическая греческая скульптура (600–500 г. до н. э.)

Этот период характеризуется непрерывной чередой экспериментов в области скульптуры как вида искусства. В это время создаются многие работы в стиле курос, изображающие обнаженных атлетов.

Классическая греческая скульптура (около 500–323 г. до н.э.)

Высшей точкой греческого творчества является классический период, подаривший пластическому искусству таких скульпторов, как Поликлет, Фидий, Мирон из Елевфер, Скопас, Лисипп, Пракситель и т. д. Эти мастера достигли нового уровня реализма, который в дальнейшем взяли за основу и совершенствовали непревзойденные мастера эпохи Возрождения.

Эллинистическая греческая скульптура (около 323–27 г. до н. э.)

Этот период характеризуется распространением греческой культуры почти во всем цивилизованном мире. Классический реализм сменяется большей героичностью и экспрессионизмом.

Несмотря на кризис и распад греческих городов, скульптура сохранила свой высокий статус в иерархии искусств. В дальнейшем римляне создали множество качественных копий произведений греческого искусства, и именно благодаря им нам известны многие произведения классического и эллинистического периода. Статуи и рельефы, созданные греческими скульпторами, оказали гораздо сильное влияние на мастеров эпохи Возрождения и барокко, после чего стали краеугольным камнем европейского искусства в течение многих лет.

Римская скульптура (около 200 г. до н. э.–200 н. э.)

Долгое время римская скульптура была далека от идеализации объектов и реалистична. В дальнейшем римские скульпторы при создании бюстов императоров, сановников, исторических рельефов и памятников стали злоупотреблять героизацией, создавая все более и более посредственные образцы скульптуры.

Дискобол. Мирон. Римская копия.

Дискобол. Мирон. Римская копия.

Византийская скульптура (330–1450 годы)

Вплоть до IV века н.э. ранняя христианская скульптура представляла собой, в основном, рельефы для могил и саркофагов. Искусство Восточной Римской империи было почти полностью религиозным и кроме небольших произведений из слоновой кости, а также работ в ювелирном деле, не содержало объемных скульптур.

Скульптура во время темных веков (около 500–800)

Как следует из названия периода, это было не лучшее время для европейских скульпторов. Церковь не имела весомой силы, города были обедневшими, а уровень культуры — низким.

В дальнейшем формируется связь между общественной архитектурой и скульптурой. Новые здания, как правило, нуждались в скульптурном оформлении как внутри, так и снаружи. Опорные колонны включали в себя декоративные элементы различных форм, фасады и дверные проемы украшались рельефами.

Ранняя романская скульптура (около 800–1050)

Возрождение скульптуры средневековья началось благодаря Карлу Великому I, королю франков, ставшему императором Священной Римской империи в 800 году. Позитивные культурные изменения были продолжены императорами Отто I, Отто II и Отто III, в стиле, известном как Оттоновское искусство.

Романская скульптура (около 1000–1200)

Различные политические события, в том числе крестовые походы, привели к бурному строительству новых соборов и церквей по всей Европе. Романский стиль, известный в Великобритании и Ирландии как «нормандская» архитектура, был крайне популярен, что привело к развитию пластического искусства, созданию мастерских по резьбе и т.д.

Адам и Ева. Гислебертус.

Готическая скульптура (около 1150–1300)

Новые архитектурные приемы и развитие спроса на изобразительное искусство в разных формах в конце XII века сформировали так называемый «готический стиль«. Характерные особенности романского стиля (закругленные арки, массивные толстые стены и маленькие окна) были заменены остроконечными арками, высокими потолками, тонкими стенами и огромными витражами. Это полностью трансформировало интерьер многих соборов.

Скульптуры Реймского собора.Скульптуры Реймского собора.

Церковные фасады и дверные проемы заполнились скульптурными рельефами, изображающими библейские сцены, а также рядом статуй на религиозную тему. Можно сказать, что готический собор был призван продемонстрировать вселенную в миниатюре, предназначенную для иллюстрации Божьей силы и славы.

Несмотря на то, что церковь еще долгое время будет продолжать вкладывать средства в произведения живописи и скульптуры, чтобы вдохновлять посетителей (особенно в период барочной контрреформации), готическая эпоха была действительно апогеем «идеалистического» религиозного искусства. Отныне искусство стало все больше и больше связано со светской и политической жизнью.

Поклонение волхвов. Никколо Пизано.Поклонение волхвов. Никколо Пизано.

Скульптура эпохи Возрождения (1400–1600)

Итальянский Ренессанс вдохновлялся искусством античности, особенно в области архитектуры и скульптуры. Период Возрождения был ознаменован сильной верой в гуманизм и благородство человека. Начало эпохи обычно связывают с именами архитектора Филиппо Брунллески (1377–1446), скульптора Донателло (1386–1466), художника Томмзо Мазаччо (1401–1428), теоретика Леона Баттиста Альберти (1404–1472) и другими мастерами. Новое искусство зарождается в Италии, распространяется в Риме (из предыдущего текста непонятно, откуда идет распространение), где получает папскую поддержку, и в Венеции.

Статуя Альберти во дворе УффициСтатуя Альберти во дворе Уффици

Искусство Северной Европы (в частности, Фландрии, Голландии, Германии и Англии) также испытало подъем, особенно в области масляной живописи, гравюры, резьбы по дереву. Так называемое Северное Возрождение развивалось несколько независимо от Реформации и, следовательно, избегало религиозного покровительства протестантской церкви, не одобрявшей религиозную живопись и скульптуру.

Скульптура раннего ренессанса (1400–1490)

Многие из художников эпохи Возрождения вдохновлялись готическими произведениями и традициями. Наряду с безусловно общими приемами и подходами к работе существует серьезное отличие между готическими скульпторами и мастерами Ренессанса: имена последних теперь известны всему миру, тогда как готические мастера оставались анонимными. Художники раннего Возрождения стремились к совершенствованию готических произведений, а также в значительной степени вдохновлялись классической римской и греческой скульптурой, но при этом привносили в свои творения новые эмоции и гуманистические идеи. Среди величайших мастеров этой эпохи следует выделить Донателло — первого гения итальянской скульптуры, Андреа Верроккио, Лоренцо Гиберти, Якопо делла Кверча и т.д.

Скульптура высокого ренессанса (около 1490–1530)

Величайшим скульптором итальянского Возрождения, и, возможно, всех времен, был Микеланджело (1475–1564). Художник-историк Энтони Блант отмечает «сверхчеловеческие качества» произведений мастера: задумчивость, мрачную тревогу и отражение трагедии человеческой судьбы. Об абсолютном мастерстве Микеланджело свидетельствует безупречная красота и гармония его мраморных произведений.

Среди знаковых для скульптуры Высокого Возрождения имен — Якопо Сансовино (1486–1570) и Баччо Бандинелли (1493–1560).

Скульптура маньеризма (1530–1600)

Если произведения Высокого Возрождения идеализировали форму, демонстрировали гармонию, то работы маньеризма отражали хаос и неопределенность, царившие в это время в Европе. Скульптуры маньеризма несли в себе новую выразительность и идеологию.

Похищение Сабинянок. Джамболонья.

Похищение Сабинянок. Джамболонья.

Барочная скульптура (1600–1700)

В XVI веке в ответ на протестантскую реформацию католическая церковь организует пропагандистскую компанию, призванную убедить верующих вернуться в «истинную» церковь. В качестве инструментов для достижения этой цели использовался полный спектр изобразительного искусства, включающий в себя архитектуру, скульптуру и живопись. Грандиозный и драматический стиль в дальнейшем стал известен как искусство барокко.

Скульптура Рококо (около 1700–1789)

Французской реакцией на драматичность и серьезность барокко стал неформальный и веселый стиль рококо. В дальнейшем причудливый декадентский стиль был сменен на более жесткий неоклассицизм, что было связано с политической ситуацией в стране.

Неоклассическая скульптура (около 1790–1830)

Неоклассическое искусство связано, в основном, с обращением к классическим образцам античного творчества. Ведущие скульпторы того времени выражали идеи достоинства, долга и героизма.

Скульптура XIX века

Архитектурное развитие в значительной степени исчерпало себя, церковь лишилась былой силы, скульпторы того времени оказывались во власти общественного мнения, городских советов и комитетов. Общественные памятники и статуи неизменно исполнялись в стерильном конформистском стиле (однако, были и исключения, например, работы Огюста Родена). Скульпторы XIX века имели мало возможностей продемонстрировать свою оригинальность. Однако этот период характеризуется захватывающими изменениями в области живописи.

Уголино и его дети. Карпо.

Уголино и его дети. Жан-Батист Карпо.

Скульптура XX века: Приход модернизма

Тенденции современного искусства уже в начале века привели к крушению традиций и канонов. Революционное движение кубизма, изобретенное Пабло Пикассо и Жоржем Браком, разгромило многие каноны традиционного искусства и вызвало последующую волну экспериментов в живописи и скульптуре (Марсель Дюшан, Умберто Боччони, Жак Липшиц и т.д.). Развитие дадаизма и конструктивизма продемонстрировали новые идеологии дизайна и формы.

Ягуар пожирающий зайца. Матисс.Ягуар пожирающий зайца. Матисс.

В Париже, в 1920-е годы зарождается сюрреализм, сочетающий в себе как идеи абстрактного искусства, так и образы натурализма (Жан Арп, Сальвадор Дали, Генри Мур и другие).

Послевоенная скульптура (1945–1970)

Новые стили (например, абстрактный экспрессионизм) фокусируются на идеях объемности объекта, размывая грани между живописью и скульптурой. Инновации затрагивают также материалы, с которыми работают мастера (кинетическое искусство, неоновые композиции, произведения из мусора и т.д.).

Скульптура поп-арт (1960-е годы)

Первое крупное послевоенное движение в области скульптуры возникло на основе работ Роберта Раушенберга и Джаспера Джонcа, в 1950-х годах. Поп-арт скульптуры несерьезны, но, зачастую, остроумны.

Микеланджело. Паолоцци.

Микеланджело. Эдуардо Паолоцци.

Минималистская скульптура

Минималисты исследовали чистоту ультра-упрощенных, до абсурда, форм. Скульптуру этого направления может оценить любой человек, способный философски взглянуть на произведение.

Постмодернистская современная скульптура (1970-е годы)

К 1970 году развитие современного искусства приводит его к чрезвычайно экспериментальным формам. Искусствоведы могли называть произведения современников дурацкими и безвкусными. Данное название, «постмодернистское искусство», в действительности не имеет точного определения. Что касается скульптуры этого периода, она берет известную трехмерную основу и зачастую переходит в другие художественные формы (ассамбляж, инсталляции, театр и т.д.).

"Клауд-Гейт" в Чикаго. Капур.Скульптура в Нью-Йорке. Аниш Капур.

История скульптуры обновлено: Ноябрь 30, 2017 автором: Глеб

Похожие записи..

Добавить комментарий