Экстаз святой Терезы. Фрагмент.

Скульптура «Экстаз святой Терезы»

09.02.2017


Экстаз святой Терезы

Одна из самых больших и значимых скульптур эпохи барокко, мраморный ансамбль, известный как «Экстаз святой Терезы», располагается в часовне церкви Санта-Мария-делла-Виттория (Италия) и была создана ведущим скульптором римской школы Бернини (1598–1680). Этот объект христианского искусства считается одним из важных произведений во время церковной контрреформации, призванной укрепить католическую веру.

"Экстаз Терезы", Бернини.

Работа изображает эпизод «религиозного экстаза» Терезы из Авилы. Несмотря на статус ключевой работы религиозного искусства, критики рассматривают не только божественную радость, заключенную в композиции, но и физические наслаждения, испытываемые героиней. Действительно, некоторые набожные эксперты и зрители выражают возмущение относительно того, что Бернини опошлил святой сюжет сексуальным подтекстом. Однако профессор Роберт Харбисон в книге «Размышления о стиле барокко» (2000 год) говорит, что автор использовал эротический элемент в качестве трамплина к более глубокому духовному содержанию.

Заказ

Бернини — ведущий римский скульптор того времени — работал над скульптурой с 1647 по 1652 год, во время правления папы Иннокентия X, в лице которого не получил протекцию, вследствие длительной работы мастера с предшественником Иннокентия, Урбаном VIII. Заказ на «Экстаз Терезы» Бернини получил от кардинала Федерико Корнаро (1579–1673). За работу скульптор получил 12000 экю — огромную по тем временам сумму.

Тереза. Фрагмент.

Состав скульптуры

Бернини также оформил часовню, сделав ее «сценической площадкой» для центральной скульптуры. Работа освещается лучами дневного света, смешивающегося с отблесками от мраморных колонн и позолоченных декоративных элементов. Сама скульптура состоит из высеченных в белом мраморе фигур Терезы, возлежащей на облаке, и стоящего над ней ангела. Ангел указывает на сердце героини золотым копьем. В основе сюжета лежит фрагмент жития признанной святой испанской монахини. В одном из своих мистических сочинений она повествует о сильной, непреодолимой любви к Богу: «…любовь к Богу была настолько велика, что заставила меня стонать…».

Чтобы передать чувства, которые испытывает Тереза, Бернини демонстрирует обморочное состояние и упоение героини, изображая приоткрытый рот, закрытые глаза. Драматизма сцене придает тяжелая драпировка и контрастирующая с чистотой лица текстура ткани. Молодой ангел с любовью смотрит на Терезу, готовясь пронзить ее сердце и завершить мистическое единение с Богом.

Для придания «подлинности» сцене Бернини добавляет по обе стороны от скульптуры два барельефа, изображающих «свидетелей». Первая группа состоит из четырех фигур — членов семьи Корнаро, вторая — из представителей церкви и государства. Все персонажи барельефа — мужчины.

Экстаз святой Терезы. Фото.

Заключение

Традиционная интерпретация скульптуры относительно проста. Экстаз святой Терезы демонстрирует всепоглощающее чувство наслаждения, испытываемое при служении Христу, что согласуется с целями католической контрреформации.

После смерти Иннокентия Бернини восстановил свое видное положение, что позволило ему сосредоточиться на барочной архитектуре и поработать над базиликой Святого Петра в Риме, а также над другими известными проектами.

Другие скульптуры Бернини

Вот названия еще несколько известных скульптур мастера:

  • Святой Иоанна Крестителя (1615)
  • Плутон и Прозерпина (1621–1622)
  • Эней и Анхиз (1618–1619)
  • Аполлон и Дафна (1622–1625)
  • Давид (1623–1624)
  • Памятник Урбана VIII (1627–1647)
Скульптура «Экстаз святой Терезы» обновлено: Сентябрь 16, 2017 автором: Глеб

Похожие записи..

Добавить комментарий