Терракотовый воин

Терракотовые скульптуры

Терракотовая скульптура

Понятие

В изобразительном искусстве термин «терракотовый» (от итальянского «запеченная/обожженная земля») наиболее часто используется для описания скульптуры, керамических изделий или архитектурных сооружений из грубой и пористой глины, известной своей универсальностью, дешевизной и долговечностью. С древних времен вдоль Тигра, Евфрата и Нила использовались терракотовые кирпичи и плитки, а глина применялась в различных скульптурных произведениях. Данный материал широко использовался в древнем искусстве, особенно в китайской и греческой керамике, месопотамской и египетской скульптуре. В Греции и Риме были широко распространены терракотовые декоративные элементы, предназначавшиеся для украшения различных построек. Новый толчок в создании терракотовых произведений искусства происходит во время итальянского Возрождения.

Терракотовая армияТерракотовая армия

Создание

Терракотовые скульптуры зачастую создаются из грубой глины, которая впоследствии обжигается. В древности вместо обжига работы выставлялись на яркое солнце, в более позднее время их стали помещать в примитивные печи. В конце концов, стали доступны печи, нагревающиеся до температуры около 1000° С. После обжига глина приобретала коричневато-оранжевый цвет. Получившиеся изделия могли покрываться слоем глазури для устойчивости при контактах с водой. Терракотовые предметы архитектуры и искусства проще в создании и дополнительной декорации, а также дешевле, чем изделия из камня или бронзы. Кроме того, глиняные произведения могут быть переработаны и смешаны со свежей глиной для повторного использования.

Вавилонский терракотовый рельеф

Вавилонский терракотовый рельеф

История глиняных скульптур

Вестоницкая Венера

Вестоницкая Венера

Первые терракотовые произведения были созданы еще в доисторические времена. Известными примерами того времени являются Вестоницкая Венера (26000–24000 лет до н.э.) в Моравии, фигурка Богини (около 6000 до н.э.) из Чатал-Хююк, Мыслитель и сидящая женщина из Хаманджия. Отдельно стоит отметить произведения, найденные в Китае. Помимо гончарных произведений, в этой стране найдена самая большая коллекция терракотовых скульптур, известная как «Терракотовая армия» (246–208 годы до н.э.). Глиняные украшения и изделия знакомы многим древним средиземноморским культурам (египетской, минойской, микенской, греческой, этрусской). Материал широко использовался, в частности, в эпоху эллинистического, африканского и раннего христианского искусства.

Терракотовая армия. Фрагмент.Терракотовая армия. Фрагмент.

Терракотовая армия состоит их восьми тысяч фигур глиняных воинов и лошадей. Она была обнаружена при раскопках в 1974 году, возле могилы первого императора Цинь, в провинции Шэньси. По оценкам экспертов, на создание произведения ушло почти 40 лет.

Терракотовые кони

Кони из терракоты. II век до н.э.

Количество терракотовых произведений резко сократилось после распада Римской империи и вновь начало расти только в период раннего Ренессанса. Потенциал терракотовых произведений вновь открыли ранние скульпторы Возрождения, среди которых были Лоренцо Гиберти и Донателло. Популяризации глины способствовали члены семьи Делла Роббиа, создававшие терракотовые рельефы и украшения для церквей и алтарей.

Самсон и Далила. Квеллинус.

Самсон и Далила. Квеллинус Старший.

В эпоху барокко терракотовая скульптура получила дальнейшее развитие в виде барельефов, бюстов и других работ благодаря Бернини и Алессандро Альгарди. В 18-м веке глина применялась для создания декоративных элементов. Видным мастером того времени был Антонио Канова, использовавший глину для своих моделей, пока она не была заменена гипсом в начале 19-го века.

Терракотовый саркофаг молодого человека.Терракотовый саркофаг, Тускания.

Терракотовые скульптуры в наше время можно увидеть в многочисленных художественных музеях по всему миру.

 

Терракотовые скульптуры обновлено: 16 сентября, 2017 автором: Egor Zeganov

Похожие записи..

Добавить комментарий

Adblock
detector