Год: 1607.
Тип: Масло, Холст.
Габариты: 286 см х 213 см.
Бичевание Христа
«Бичевание Христа» является картиной итальянского живописца эпохи барокко Микеланджело Меризи да Караваджо, которая на текущий момент расположена в национальном музее в Неаполе. Считается, что она была написана в 1607 году, затем, вероятно, была переработана художником в 1610. Не стоит путать с «Христом у колонны», написанной тем же художником в 1607.
Описание
По словам арт-биографа мастера — Джан Пьетро Беллори (1672), данная работа была заказана семьей ди Франко (или де Франчиса), для часовни святого Доменико Маджоре (Неаполь). Эта семья связанна с заказчиками Семи деяний милосердия, которую Караваджо так же написал для церкви, все в том же 1607 году.
На тот период времени, тема бичевания Христа была давольно популярной в религиозном искусстве. Такую ситуацию приветствовала церковь, считавшая, что самобичевание — средство, с помощью которого верующий человек может почувствовать на себе страдания Иисуса. Прослеживается связь с работой Себастьяно дель Пьомбо, в римской церкви. Безусловно, Караваджо держал в голове эту фреску, однако переработал композицию, путем значительного сокращения картинного пространства. В результате фигуры кажутся скульптурными. Караваджо, однако, сохранил чувство ритмичности «бичевания» Пьомбо, расположение фигур и ощущение садистского «танца». Иисус изображен в этой позе не для того, чтобы придать изящности композиции, а потому, что мучитель толкает его правую ногу под колено, крепко держа волосы спасителя в кулаке.
Эта серия весьма интонационных и драматичных алтарей, состоящая из Семи деяний милосердия, этого бичевания и Христа у колонны были написаны в течение нескольких месяцев после прибытия в город, мгновенно сделав Караваджо самым обсуждаемым живописцем в Неаполе. Многие, в том числе знаменитые художники из разных стран, в дальнейшем вдохновлялись работами Микеланджело.