Девушка с жемчужной сережкой. Фрагмент.

Картина «Девушка с жемчужной сережкой»

28.09.2016


Автор: Ян Вермеер (1632–1675).
Дата создания: примерно 1665 год.
Тип: масло, холст.
Жанр: портретное искусство.
Месторасположение: Маурицхейс (Гаага).

Девушка с сережкой Вермеера.

Девушка с жемчужной сережкой

Называемая «Джокондой Севера», эта картина — один из самых известных барочных портретов. Работа доказывает, что помимо мастерских полотен в жанре голландского реализма, Ян Вермеер также был мастером портретной живописи. Помимо этого, его умение в работе с женщинами проявляется в картинах Молочница (1685), Леди пишет письмо (1665) и Женщина в красной шляпе (1666), но именно эта работа занимает место среди лучших произведений Голландии, наряду с творчеством Рембрандта и Ван Дейка.

Содержание

Девушка с жемчужной сережкой восхитительно проста, в отличие от большинства других работ этого мастера. Единственным объектом картины является девушка, глядящая на зрителя через плечо. Нет никаких намеков и подсказок, описывающих место действия, лишь затемненный фон изображен позади героини, что также необычно для зрелого Вермеера. Значительную близость подразумевает слегка приоткрытый рот и необычно прямой взгляд героини. Девушка одета в простое коричнево-желтое платье, сильно контрастирующее с ярким белым воротничком. Большая контрастность создается благодаря сине-желтому тюрбану, придающему экзотический эффект изображению, хотя повязки были относительно распространенным аксессуаром в Европе 15-го века, что доказывает Человек в красном тюрбане (1433), Яна ван Эйка.

Портрет человека в красном тюрбане. Ян Ван Эйк.

Портрет человека в красном тюрбане

Смысл девушки с жемчужной сережкой

Наконец, самой знаменитой особенностью картины являются каплеобразные жемчужные серьги героини. Они, возможно, вместе с тюрбаном могут раскрыть тайный смысл полотна. Вероятно, послание картины проистекает из идеи, высказанной святым Франциско Сальским (1567–1622) в своем труде Введение в благочестивую жизнь (1608), изданном в Голландии в 1616. Сальский писал, что женщины и девушки должны защищать свои уши от «нечистых» слов, и стараться услышать лишь нравственно чистые высказывания. Тюрбан и серьги, в работе Вермеера, вероятно и представляют надлежащее целомудрие.

Камера-обскура

Рентген данного полотна пролил свет на некоторые методы живописи Вермеера. В большинстве случаев под слоями красок скрываются первоначальные наброски карандашом, однако, под красками этой работы их обнаружено не было, что является необычным, так как без использования предварительных рисунков добиться подобного совершенства фигуры крайне тяжело, что и наводит многих художественных критиков на мысли об использовании Вермеером камеры-обскура (устройство, помогающее получить оптическое изображение предметов).

Камера-обскура

Принцип действия камеры-обскура

Картина «Девушка с жемчужной сережкой» обновлено: Сентябрь 14, 2017 автором: Глеб

Похожие записи..

Добавить комментарий