Дата создания: 1632 год.
Тип: картина маслом.
Местонахождение: галерея Маурицхёйс.
Синопсис
Среди наиболее известны групповых портретов эпохи голландского барокко, безусловно числится «Урок анатомии доктора Тульпа», авторства Рембрандта. Это первая большая картина мастера, которая помогла ему укрепить репутацию в Амстердаме. Созданная по заказу гильдии амстердамских хирургов, она изображает знаменитого доктора и хирурга Николаса Тульпа, который рассек предплечье мертвого тела, чтобы продемонстрировать принципы работы некоторых мышц другим членам гильдии. В отличии от аналогичных портретов, в том числе «Урока анатомии Деймана» (1656), Рембрандт игнорирует тенденции стремления к анатомическому реализму, сосредотачивая внимание на психологических аспектах, подчеркивая любознательность зрителей их близостью к мертвецу. Эта престижная работа является уникальной, так как это первый известный холст, который автор подписал своим именем, что свидетельствует о растущей уверенности в своих силах. До покупки, в 1828 году, королем Уильямом I и переезду в галерею Маурицхёйс, шедевр висел в анатомическом зале в Ноймаркте.
Урок анатомии доктора Тульпа
Традиционно Нидерланды становились местом проведения лекций по анатомии, учрежденных одним из первых анатомов Андреасом Везалии. Раз в год глава гильдии хирургов проводил урок для ее членов, в ходе которого труп преступника, после казни, расчленялся в учебных целях. Врач Николас Тульп являлся ректором этих собраний с 1628 по 1653 год. Представленная работа демонстрирует собрание 31 января 1632 года. Кроме лектора на картине изображены семь слушателей из гильдии и труп грабителя, которого повесили ранее, в тот же день. В нижнем правом углу можно увидеть учебник, вероятно о строении человеческого тела. Вероятно, это работа «ткань человеческого тела», авторства Везалия.
Портреты
В голландской живописи 17-го века групповые портреты подобных уроков анатомии обычно придерживаются устоявшейся формуле. Хирург и труп находятся в центре, в окружении членов гильдии, а взгляды персонажей направленны на художника. Рембранд создает новый подход, сочетая портреты и происходящее действо. Впервые взгляды и жесты слушателей выражали интерес к уроку. Любой потенциальный клиент художника, несомненно, был впечатлен жизненной силой и энергией, которой 26-летний живописец наделил участников сцены. Столь же революционный подход, но в изображении милицейских портретов, Рембрандт демонстрирует в «Ночном дозоре» (1642 год). Вместе, две эти картины в одиночку оправдывают репутацию мастера, как одного из ведущих портретистов Европы и живописца, стоящего в списке лучших художников всех времен.
Содержание
Картина не является подлинным отражением событий, произошедших в январе, так как они начинались со вскрытия желудка и черепной коробки. В центре композиции, благодаря интенсивному освещению, выделен труп. От него глаза зрителя переходят к засвеченным лицам хирургов, выражающих разную степень заинтересованности в происходящем. Оттуда следует переход к темной фигуре доктора, использующего пинцет для отделения определенных мышц и сухожилий от руки, и поясняя некоторые особенности анатомии свободной левой рукой.
Усиливает драматичность и атмосферу происходящего использование света и тени, придающих скульптурной монолитности фигурам. Светотень и манера письма Рембрандта часто, и стоит заметить справедливо, ассоциируется с Караваджо, а также некоторыми голландскими реалистами.
Смысл
Мораль урока анатомии вряд ли очень глубока. Очевидно, что Рембрандт подчеркивает связь между преступлением и позорной смертью, хотя скоротечность жизни чувствуется и без того. Имеются предположения о том, что согласно некоторым публикациям на тему анатомии, человеческая рука считается высшим мобильным инструментом, дарованным Богом, что связанно с мнением об этой науке, как о пути познания Господа.
Четверть века спустя рядом с уроком доктора Тульпа был повешен урок анатомии Деймана, который также написал Рембранд.