Запах розы. Фрагмент.

Анри Прива-Ливемон. Жизнь и творчество.

17.09.2016


Биография модерниста и его лучшие работы.

Анри Прива-Ливемон (1861–1936)

Модерн. Совершенство стиля

Анри Прива-Ливемон (1861–1936) работал почти в одно время с Альфонсом Мухой и разделял со своим чешским коллегой приверженность основным эстетическим принципам модерна. Оба они впитали стиль Эжена Грассе, а затем подняли его на более высокий уровень. Прива-Ливемон родился в Скарбеке, который тогда был предместьем Брюсселя, учился в Школе декоративных искусств и хотел быть специалистом по убранству интерьера. Затем, получив стипендию, он в 1883 году уехал в Париж. Там он какое-то время работал театральным художником, а вечерами учился в школе изящных искусств. Затем Прива-Левемон возвратился в Брюссель и начал работать как плакатист, литограф и мастер эстампа.

Дизайн плакатов

Запах розы. Анри Прива-Ливемон.

Запах розы

Ранний плакат Прива-Ливемона Запах розы (около 1890) демонстрирует его талант рисовальщика и колориста. В этой работе есть элементы знаменитого узора «удар бича», который вообще был самым характерным элементом стиля модерн, особенно в Бельгии. Декоративный язык Прива-Ливемона находит отклику мастеров прикладного искусства, в частности, у французского керамиста Пьера Адриена Дальпейры (1844–1910). В отличие от современников, любивших изображать femmes fatales, Прива-Ливемон предпочитал представлять женщин скорее расслабленными и даже вялыми.

Стиль плаката Запах розы отличается своеобразием — художник не просто вводит в работу принцип жесткого оконтуривания форм, возникший под влиянием японского искусства, но создает двойной контур — белый и темный, поэтому возникает впечатление, будто его фигуры — это вырезанные силуэты. Плакат выполнен в стиле модерн с характерными линиями орнамента, с чрезмерностью перекрывающих друг друга растительных и геометрических форм. Женский тип лишен всякой индивидуальной характеристики, и это подчеркивается прической, трактованной совершенно абстрактно в виде некоего растительного узора. Во многих отношениях образы Прива-Ливемо-на напоминают образы его современника Альфонса Мухи, однако Прива-Ливемон использует не такие яркие и контрастные цвета.

В его более поздних работах отсутствуют какие-либо намеки на фривольность, эти произведения уже явно тяготеют к символизму. В том, что художник активно вводит мотив цветка розы, можно проследить связь как с языческой, так и с христианской традициями, и это уже отсылает нас к культуре эпохи Возрождения.

Художественный кружок Скарбека

Афиша 5-й выставки кружка Скаарбека. Анри Прива-Ливемон.

Афиша 5-й выставки кружка Скаарбека

Начиная с середины 1890-х годов, творчество Прива-Ливемона развивается в русле символизма. Он становится одним из основателей Художественного кружка Скарбека, целью которого была организация в Брюсселе выставок новейшего искусства и дизайна, а также знакомство бельгийцев с современными стилями. На плакате Прива-Ливемона для 5-й выставки этой группы представлена молодая женщина, облик которой выдает нарциссизм. Нарциссизм был тогда в моде и вызывал острый интерес у художников и писателей. Особенно это касается Оскара Уайльда (1854–1900) и его романа «Портрет Дориана Грея» (1890). Влекло к этому феномену и художников-символистов, например, Эдуарда Берн-Джонса (1833–1998) в его работе Голова Горгоны. Новое искусство должно было интересовать многих бельгийцев, стремившихся в то время отринуть страницы истории своей страны, связанные с Францией, и создать новую независимую нацию. Король Бельгии Леопольд II (1835–1909), известный как «король-строитель», был также и вторым по счету монархом, правившим страной со времени ее отделения от Франции в 1830 году. Тем не менее в архитектуре он предпочитал французский стиль Второй империи. Против этого стиля выступала недавно возникшая Бельгийская рабочая партия, которую поддерживала интеллигенция. Партия поощряла молодых архитекторов, таких, как Виктор Орта, стремившихся возводить общественные постройки, например, Народный дом (1895–1899), и отстаивала современные формы архитектуры, способствуя распространению стиля модерн.

Шоколад ван Хутена

Конрад Иоханнес ван Хутен (1801–1887), голландский производитель шоколада, в 1828 году изобрел новый способ отжима горького масла из какао-бобов и получил то, что впоследствии приобрело известность как голландский порошковый шоколад, из которого варили шоколадный напиток. Самую широкую рекламу этому напитку обеспечил сын Конрада ван Хутена — Каспарус (1844–1901), который к концу столетия заполонил всю Европу рекламными плакатами шоколада. Каспарус ван Хутен был поклонником стиля модерн. У него была огромная вилла, построенная во вкусе немецкого югендстиля.

Шоколад ван Хутена. Анри Прива-Ливемон.

Шоколад ван Хутена

В этом же стиле были выдержаны и рекламные плакаты. Плакат Прива-Ливемона Какао ван Хутена (1897) напоминает произведения бельгийского художника-символиста Фернана Кнопфа (1858–1921), в которых он представляет женщин в виде сфинксов или химер с полузакрытыми глазами, будто впавших в транс. Вероятно, творчество Кнопфа оказало влияние на плакат Прива-Ливемона, на котором женщина с полузакрытыми глазами кажется околдованной волшебными парами горячего напитка.

Анри Прива-Ливемон. Жизнь и творчество. обновлено: 11 мая, 2018 автором: Egor Zeganov

Похожие записи..

Добавить комментарий

Adblock
detector