Эжен Грассе. Жизнь и творчество.

31.08.2016


Краткая биография и знаковые работы художника.

Афиша выставки Э. Грассе в Салоне ста

Афиша выставки Эжена Грассе

Эжен Грассе (1841–1917)

«Maitres de L’Affiche»

Эжен Грассе родился в Швейцарии, где и получил профессиональное художественное образование. В 1871 году он перебрался в Париж и какое-то время работал как живописец и скульптор, а затем как художник по тканям; занялся керамикой и ювелирным делом.

Эжен Грассе. Сентябрь.

Сентябрь

Дизайнерская деятельность Эжена Грассе в 1870-е годы во многом предвосхитила стиль модерн. Помогая в изготовлении эскизов тканей для ночного клуба «Черный кот» в 1880-е годы, Грассе познакомился со многими художниками авангардного направления, которые позднее стали ассоциироваться с модерном. Среди этих мастеров были Стейнлен и Тулуз-Лотрек. Тогда же большое влияние на творчество Грассе оказала японская ксилография. Художник занялся рекламным плакатом и его постеры вошли в альманах «Les Maltres de L’Affiche». Работы мастеров, печатавшиеся в этом альманахе, заинтересовали в Америке журнал «Harper’s Bazaar», который заказал Грассе обложку декабрьского номера за 1894 год. Все это подготовило американцев к восприятию стиля модерн.

Собиратель идей

Простота композиции афиши Грассе для его выставки в Салоне ста открывает нам другую сторону его творчества: ту, которую он развивал, занимаясь дизайном витражей для Луиса Комфорта Тиффани (1848–1933). Афиша персональной выставки Грассе по своему настроению отличается от многих его работ, где часто присутствуют довольно злобные женские типы, например, в плакате La Vitriolense (Язвительная сплетница) 1894 года. Оба эти плаката с их смелыми линиями, редуцированным цветом и отсутствием перспективы во многом обязаны своим возникновением японской гравюре на дереве.

Афиша выставки Э. Грассе в Салоне ста. Фрагмент.Фрагмент афиши выставки в Салоне ста.

Каким образом в произведениях в стиле модерн использовалось прозрачное стекло, можно увидеть на примере пепельницы, изготовленной около 1900 года Филиппом Уолферсом (1858–1929). Это изделие напоминает работы участника английского движения «Искусства и ремесла» Чарлза Роберта Эшби (1863–1942). Эстетика этого направления, пропагандируемая британским журналом «The Studio», встретила в Европе высокую оценку. Грассе был одним из главных представителей стиля английского движения «Искусства и ремесла» во Франции, и успеху этого направления немало способствовало то, что Грассе в это время занимал должность профессора декоративного искусства в парижской Школе изящных искусств. К тому же в своем творчестве Грассе объединил идеи участников группы «Наби» с творческими устремлениями клуазонистов и сам занимался разработкой эскизов витражей и дорогих украшений из эмали.

Эжен Грассе. Июнь.

Июнь

Большие магазины

В 1894 году универмаг «La Belle Jardiniere» («Прекрасная садовница») заказал Грассе разработать эскиз календаря. В последней четверти XIX века в Париже открылось значительное количество больших магазинов, торговавших одеждой, мебелью, предметами для дома и objects d’art. На этом поприще подвизалось немало художников, которые занимались дизайном вещей, предназначавшихся представителям среднего класса. Большинство этих магазинов располагались на богатом правом берегу Сены. Календарь Грассе печатался высококачественным способом хромолитографии. Качество работы было таково, что поэт и писатель Леон Блуа (1846–1917) с поэтическим преувеличением написал, что в этом календаре он улавливает сходство с религиозной иконографией эпохи Возрождения.

Эжен Грассе. Май.

Май

На Всемирной выставке 1900 года Грассе представил собственный комплект шрифтов одного рисунка, который он использовал в работах, сделанных незадолго до выставки. Грассе в 1901 году стал одним из основателей Общества художников декоративного искусства, ставившего своей целью распространение новых дизайнерских идей. Хотя это объединение не приобрело за пределами Франции особого влияния, именно оно отвечало за организацию в Париже в 1925 году знаменательной Международной выставки, которая способствовала распространению стиля ар деко.

Эжен Грассе. Жизнь и творчество. обновлено: 14 сентября, 2017 автором: Egor Zeganov

Похожие записи..

Добавить комментарий

Adblock
detector