Истоки стиля модерн и его первые шаги.
Истоки
Стиль модерн ярко проявился во всех видах искусства и быстро распространился во многих странах. Он имел разные названия: ар нуво, либерти, «удар бича», «лапша», моррис-стиль, стиль Глазго, югендстиль, метро-стиль и т.д. Благодаря усилиям художников, дизайнеров и архитекторов, имена которых ассоциируются с модерном, появилось много авангардных по тому времени идей, не без влияния которых формировался стиль. Это не было целенаправленным действием. Мастера никогда не думали, что они работают именно в этом стиле или участвуют именно в этом движении, хотя их работы были основаны на тех постулатах и стилистических особенностях, которые мы теперь относим к модерну, — в их творчестве есть много общего. Возникновение модерна, несомненно, связано с увлечением японскими гравюрами, которые появились в Европе в 1850-х годах. Среди них следует особо отметить работы таких замечательных мастеров, как Кацусика Хокусай (1760–1849), Китагава Утамаро (1753–1806) и Андо Хиросигэ (1797–1858). Можно сказать, что их влияние усиливало мотивацию многих европейских художников, которых увлекала мысль интегрировать в свои произведения элементы японского графического искусства.
Японское влияние
Начиная с 1850-х годов, в Париже среди художников очень быстро возрастает интерес к японскому искусству. А уже с 1870-х годов в некоторых картинах импрессионистов ощущается влияние японской гравюры, выраженное в преобладании линеарности, а также в явном предпочтении, отдаваемом двухмерному, а не трехмерному пространству. Художники нового поколения теряют интерес к перспективе и строгим академическим правилам построения картин. Художники-графики подражают японской гравюре.
Мастера плаката, среди них такие знаменитости, как Жюль Шере (1836–1932) и Анри де Тулуз-Лотрек (1864–1901), копируют японские гравюры. Плакат Шере, созданный для «Блистательных пантомим» оптического театра Эмиля Рейно (1892), напечатанный в Париже известным печатником «Chaix», отражает веселье, которое царило во французской столице по вечерам. То же можно сказать и о рекламном плакате Тулуз-Лотрека «Мэй Милтон».
Парижская увертюра
Что же было началом столь сложного и удивительно прекрасного явления, названного «новым искусством», которое охватило Европу и Америку? Первые ростки модерна появились в середине 1890-х годов в работах художников, живших на Монмартре. Старинный парижский район противился модернизации, осуществляемой бароном Жоржем Эженом Османом (1809–1891). Барон с 1852 по 1870 год создавал новый центр французской столицы. Наглядным примером перемен были прекрасные бульвары, зеленые зоны и кафе-кабаре. Модернизация коснулась не только внешнего облика столицы, но и всей городской жизни. Широкие улицы, площади и большие кварталы жилых домов олицетворяли теперь «новый Париж», в котором праздная фланирующая публика заполняла бульвары, отнюдь не порицая новый веселый стиль жизни.
Импрессионисты
Эта жизнь, в которой были как победители, так и побежденные, отразилась в произведениях импрессионистов, например, Клода Моне (1840–1926) и Гюстава Кайботта (1848–1894). Старое и новое соединилось и на Монмартре в людских потоках, шумных кабаре и мюзик-холлах, где праздные фланеры смешивались с художниками и танцовщиками, певицами и белошвейками, балеринами и деловыми людьми. Увлеченность импрессионистов японской гравюрой зорко подметила жившая в Париже американская художница Мэри Кассат (1845–1926). Ее работа «Письмо» (1890–1891, офорт, сухая кисть, акватинта) является тому прекрасным примером.
Рекламные плакаты
Художники-графики любили напечатанный в два или четыре цвета плоскостный линейный рисунок. Им казалось, что именно эта техника лучше всего передает дух современности. Искусство плаката пользовалось в то время огромной популярностью; плакат был самым востребованным видом парижской рекламы. Стены в городе чуть ли не до крыш пестрели разного рода рекламами, приглашающими оценить ту или иную пьесу или музыкальное произведение, балет или оперу, сольное выступление или представление в кафешантане. Предложения воскресных путешествий, железнодорожных поездок на Лазурный берег размещались вперемешку с рекламой напитков, блюд, одежды.
Забавен и артистичен плакат «Quinquina Dubonnet» авторства Жюля Шере (1895), рекламирующий аперитив. Молодая женщина, держащая в одной руке бутылку, а в другой — стакан, улыбается и как бы манит к себе тех, кто глядит на нее из уличной толпы. Ее манеры весьма далеки от сдержанности тех утонченных парижанок, которые вообще редко могли пройти по улице без сопровождающих.