Появление модерна во Франции

02.06.2017


Истоки стиля модерн и его первые шаги.

Мулен Руж. Тулуз-Лотрек.

Мулен Руж. Тулуз-Лотрек.

Истоки

Стиль модерн ярко проявился во всех видах искусства и быстро распространился во многих странах. Он имел разные названия: ар нуво, либерти, «удар бича», «лапша», моррис-стиль, стиль Глазго, югендстиль, метро-стиль и т.д. Благодаря усилиям художников, дизайнеров и архитекторов, имена которых ассоциируются с модерном, появилось много авангардных по тому времени идей, не без влияния которых формировался стиль. Это не было целенаправленным действием. Мастера никогда не думали, что они работают именно в этом стиле или участвуют именно в этом движении, хотя их работы были основаны на тех постулатах и стилистических особенностях, которые мы теперь относим к модерну, — в их творчестве есть много общего. Возникновение модерна, несомненно, связано с увлечением японскими гравюрами, которые появились в Европе в 1850-х годах. Среди них следует особо отметить работы таких замечательных мастеров, как Кацусика Хокусай (1760–1849), Китагава Утамаро (1753–1806) и Андо Хиросигэ (1797–1858). Можно сказать, что их влияние усиливало мотивацию многих европейских художников, которых увлекала мысль интегрировать в свои произведения элементы японского графического искусства.

Волна в Канагаве. Кацусика ХокусайВолна в Канагаве. Хокусай.

Японское влияние

Начиная с 1850-х годов, в Париже среди художников очень быстро возрастает интерес к японскому искусству. А уже с 1870-х годов в некоторых картинах импрессионистов ощущается влияние японской гравюры, выраженное в преобладании линеарности, а также в явном предпочтении, отдаваемом двухмерному, а не трехмерному пространству. Художники нового поколения теряют интерес к перспективе и строгим академическим правилам построения картин. Художники-графики подражают японской гравюре.

Блистательные пантомимы. Жюль Шере.

Блистательные пантомимы. Шере.

Мастера плаката, среди них такие знаменитости, как Жюль Шере (1836–1932) и Анри де Тулуз-Лотрек (1864–1901), копируют японские гравюры. Плакат Шере, созданный для «Блистательных пантомим» оптического театра Эмиля Рейно (1892), напечатанный в Париже известным печатником «Chaix», отражает веселье, которое царило во французской столице по вечерам. То же можно сказать и о рекламном плакате Тулуз-Лотрека «Мэй Милтон».

Мэй Милтон. Тулуз-Лотрек.

Мэй Милтон. Тулуз-Лотрек.

Парижская увертюра

Что же было началом столь сложного и удивительно прекрасного явления, названного «новым искусством», которое охватило Европу и Америку? Первые ростки модерна появились в середине 1890-х годов в работах художников, живших на Монмартре. Старинный парижский район противился модернизации, осуществляемой бароном Жоржем Эженом Османом (1809–1891). Барон с 1852 по 1870 год создавал новый центр французской столицы. Наглядным примером перемен были прекрасные бульвары, зеленые зоны и кафе-кабаре. Модернизация коснулась не только внешнего облика столицы, но и всей городской жизни. Широкие улицы, площади и большие кварталы жилых домов олицетворяли теперь «новый Париж», в котором праздная фланирующая публика заполняла бульвары, отнюдь не порицая новый веселый стиль жизни.

Импрессионисты

Эта жизнь, в которой были как победители, так и побежденные, отразилась в произведениях импрессионистов, например, Клода Моне (1840–1926) и Гюстава Кайботта (1848–1894). Старое и новое соединилось и на Монмартре в людских потоках, шумных кабаре и мюзик-холлах, где праздные фланеры смешивались с художниками и танцовщиками, певицами и белошвейками, балеринами и деловыми людьми. Увлеченность импрессионистов японской гравюрой зорко подметила жившая в Париже американская художница Мэри Кассат (1845–1926). Ее работа «Письмо» (1890–1891, офорт, сухая кисть, акватинта) является тому прекрасным примером.

Письмо, Мэри Кассат.

Письмо. Кассат.

Рекламные плакаты

Художники-графики любили напечатанный в два или четыре цвета плоскостный линейный рисунок. Им казалось, что именно эта техника лучше всего передает дух современности. Искусство плаката пользовалось в то время огромной популярностью; плакат был самым востребованным видом парижской рекламы. Стены в городе чуть ли не до крыш пестрели разного рода рекламами, приглашающими оценить ту или иную пьесу или музыкальное произведение, балет или оперу, сольное выступление или представление в кафешантане. Предложения воскресных путешествий, железнодорожных поездок на Лазурный берег размещались вперемешку с рекламой напитков, блюд, одежды.

"Quinquina Dubonnet". Жюль Шере.

«Quinquina Dubonnet»

Забавен и артистичен плакат «Quinquina Dubonnet» авторства Жюля Шере (1895), рекламирующий аперитив. Молодая женщина, держащая в одной руке бутылку, а в другой — стакан, улыбается и как бы манит к себе тех, кто глядит на нее из уличной толпы. Ее манеры весьма далеки от сдержанности тех утонченных парижанок, которые вообще редко могли пройти по улице без сопровождающих.

Появление модерна во Франции обновлено: 16 сентября, 2017 автором: Egor Zeganov

Похожие записи..

Добавить комментарий

Adblock
detector