Автор: Уильям Моррис (1834–1896).
Прекрасная Изольда
«Прекрасная Изольда» бала написана за год (1857–1858). Это единственная картина Уильяма Морриса, имеющая столь скромный размер.
Для принцессы Изольды позировала Джейн Бёрден, сверхъестественным способом предвосхитившая в этом образе свою будущую роль роковой красавицы. Задний план, преимущественно, был написан в комнате Морриса на Ред-Лайон-сквер, где, по словам Филиппа Уэбба, кровать (изображенная на картине) стояла неприбранной месяцами. Картина, в основе которой — эпизод легенды о Тристами и Изольде в пересказе Мэлори, изображает главную героиню, заточенную в комнате и оплакивающую отсутствие возлюбленного, которого удалили от двора короля Марка.
Общая информация
В то время как яркие цвета, узоры и теснота заставляют вспомнить акварели Россетти, в «Прекрасной Изольде» больше тяготения к свободному пространству. Пусть даже Моррис не был таким искусным художником как Россетти и Миллес, он с большим вниманием относился к фактуре предметов и той роли, которую они играли.
Аккуратные складки камчатой ткани на алтаре тщательно выписаны и оттеняют столь же старательно переданные беспорядочные складки простыней. Те, в свою очередь, контрастируют с тяжелой тканью турецкого ковра, вышитым персидским покрывалом и синим строченым гобеленом на заднем плане, который напоминает собственные эксперименты Морриса с узорами для портьер.
Детали картины
Как и покинутая Мариана (авторства Миллеса), Изольда печально стоит у стола, на котором лежат исполненные символического смысла предметы. Пояс, который она застегивает на талии, означает вынужденное целомудрие; также и собака Тристама, которая лежит, свернувшись, на его постели, среди теплых смятых простыней. На зеркале, в которое смотрит Изольда, написано «DOLOURS» (скорбь); в венке королевы — веточки розмарина, символ памяти, и вьюнок, символ крепких уз и привязанности (возможно, намек на то, что влюбленные надеются воссоединиться).
Иллюминированная рукопись, открытая на странице с узорной заглавной буквой напоминает о том, как Моррис пытался одновременно постичь и оживить приемы средневекового искусства которое он ценил и коллекционировал.