Картина «Мариана»

06.04.2016


Джон Эверетт Миллес. 1829–1896.

Мариана Миллеса

Мариана Миллеса

В каталог Королевской Академии 1851 года Миллее включил строки из «Марианы» Альфреда Теннисона, недавно ставшего поэтом-лауреатом:

Как жизнь пуста! — она сказала. — Он не придет и впредь.

А я устала, так устала,

Уж лучше умереть!

Пер. М. Виноградовой

Мариана

В основе поэмы и картины лежит сюжет шекспировской пьесы «Мера за меру». Мариана отвергнута: тщеславный Анджело, наместник герцога Венского, отправил невесту в изгнание, после того как её приданое кануло в пучине моря. Поза Марианы напоминает позу Богоматери на картине «Христос в родительском доме. Мастерская плотника», но невинной её назвать трудно. Она стоит, потягиваясь после долгих часов, проведенных за вышиванием; роскошный пояс, слегка соскользнув спереди, облегает бедра и подчеркивает ягодицы. Мариана откидывает голову назад и изгибает шею влево, демонстрируя зрителям профиль. Героиня эротизирована, её сексуальность откровенно выражена в естественной позе, свободной от идеализированного контрапоста академической традиции.

"Христос в родительском доме. Мастерская плотника"Христос в родительском доме. Мастерская плотника

Описание картины

Резкая перспектива комнаты, витражи с изображением Благовещения, которые отделяют внутреннее пространство комнаты и рабочий столик героини от осенней природы за окном, а также использование ярких цветов (например, синего кобальта), возможное благодаря появлению новых красок, производимых в промышленном масштабе, — все это обусловливает определение, которое Рёскин дал прерафаэлитам в первом письме в «Таймс», в том же месяце, когда была выставлена картина. Фигуру девушки обрамляют текстурированные золотые обои с изображением растительных арабесок и различных птиц, на столике перед ней — вышитый цветочный узор, над которым она работает и который как будто лежит на алтаре.

Мариана — словно в клетке за оконным переплетом и витражными стеклами, сквозь которые можно с тоской взглянуть на сад. Позади, в глубине комнаты, виднеется алтарь с маленьким триптихом и висящей над ним лампадкой. Сама женственность Марианы исключается в заточении, и вера ей не служит утешением.

Пародия на Мариану

Пародия на Мариану

Сюжет картины

Трактуя данный литературный сюжет, Миллес не сосредоточивает всю полноту повествования в одном образе, как он проделал это в «Изабелле»; действия Марианы или окружающие её предметы, наделенные символическим значением, не предсказывают финальное спасение героини. Вместо этого Миллее воссоздал с помощью двух литературных источников вполне достоверную сцену, не описанную ни в одном из них, но полностью вымышленную и отображающую наиболее показательные аспекты его творчества. «Мариана» обладает характерной для прерафаэлитов исчерпывающей изобразительностью, которая разъясняет зрителю специфику времени и места, но, как и в следующих работах Миллеса («Гугенот в День святого Варфоломея, отказывающийся надеть белую повязку» и «Приказ об освобождении, 1746»), а также мастерски написанных картинах периода зрелого творчества, преобладающей является психологическая сложность происходящего.

Мариана. Фрагмент.

Гравюра

Миллес впоследствии сделал для издания Моксона гравюру на тот же сюжет — более иллюстративную и формально замкнутую, передающую, скорее, язык тела, чем выражение лица (так художник пытался изобразить зияющую пустоту в жизни Марианы). Джулия Маргарет Кэмерон развила эту тему в одной из своих крупноформатных женских фотографий. Она использовала приемы прерафаэлитов в интерпретации «эстетического движения» и сделала упор не на сексуальную выразительность тела или замкнутую среду, но сосредоточила внимание на меланхолическом ощущении безнадежности, трогательно переданном в лице модели. Иными словами, она распознала элемент, наиболее ярко выраженный на картине Миллеса.

Картина «Мариана» обновлено: Сентябрь 8, 2017 автором: Глеб

Похожие записи..

Добавить комментарий