Уильям Бредли. Жизнь и творчество.

20.08.2016


Биография и знаковые работы Бредли.

Обложка для книги "Когда трубят сердца". Бредли. 1894Обложка для книги «Когда трубят сердца»

Уильям Бредли

Американский модерн

Самое знаменитое имя, связанное с американским модерном, это, несомненно, Тиффани, и даже сам стиль иногда называют «тиффани». Но это не единственное имя в американском искусстве. В 1893 году издательство «Harper’s» решило напечатать рекламный плакат для своего журнала, причем качество изображения оказалось настолько высоко, что никто не ожидал такого уровня от плакатной продукции. Тогда чикагские издатели Стоун и Кимбол, подстегиваемые успехом своих конкурентов Скрибнеров, заказывают Уильяму Брэдли серию плакатов для рекламы журнала «The Chap book». Первым и, наверное, самым известным из серии стал плакат Близнецы 1894 года, выполненный в стиле модерн. Обложка журнала «The Chap book», сделанная Брэдли (1894), отражает дух американского праздника День благодарения. Близнецы Брэдли являются воплощением радости этого праздника. Несколько локальных цветов и смелые изогнутые линии выдают влияние японской гравюры, которое в Америке было столь же сильно, как и в Европе.

Журнал «The Chap book» выходил в течение пяти лет, начиная с 1894 года, и прекрасно рекламировал книги издательства «Stone and Kimball». В журнале публиковались стихи и проза Генри Джеймса (1843–1916), Уильяма Батлера Йейтса (1865–1939) и Томаса Харди (1840–1928), а также помещались работы Обри Бёрдсли (1872–1898) и карикатуриста Макса Бирбома (1872–1956).

Обложка журнала "Chap book", Уильям Бредли. 1894

Обложка журнала «Chap book»

Павлины в искусстве

Другие издатели тоже заказывали Брэдли рекламные плакаты, и среди них — влиятельный издательский дом «Charles Scribner’s Sons», находившийся в Нью-Йорке. Авторами издательского дома были Фрэнсис Скотт Фицджеральд (1896–1940) и Эрнст Хемингуэй (1899–1961). В 1895 году в издательстве вышла книга «The Modern Poster» («Современный плакат»), и Брэдли получил заказ на рекламный плакат. На плакате изображен павлин с огромным хвостом, занимающим большую часть плоскости. Колорит работы строится на сочетании нескольких цветов, а изысканные изогнутые линии создают линеарный узор, придающий плакату декоративность.

Павлин. Мастерская Тиффани.

Павлин. Мастерская Тиффани.

В конце XIX века изображения павлинов (павлин в христианстве символизирует бессмертие души) появляются во многих художественных произведениях. Так англо-американский художник Джеймс Макнил Уистлер (1833–1903) в 1876 году написал павлинов на стенах столовой в лондонском доме судового магната Фредерика Лейланда (1831–1892). Роспись получила название «Павлинья комната». Эта работа Уистлера вызвала много толков и откликов в прессе, с которыми наверняка был знаком Уильям Брэдли. Вероятно, Уистлер оказал на него определенное влияние, гак как Брэдли, как и Уистлер, испытывал большой интерес к японскому искусству, для которого изображение павлинов было традиционно. Второй пример «павлиньей» темы являет нам творчество Тиффани, который нередко изображал этих птиц, например, Витраже с павлином. Возвращаясь к Брэдли, стоит упомянуть, что вскоре после появления постера Современный плакат он стал работать над созданием своего собственного журнала «Bradley: His Book». По содержанию журнал был похож на «The Chap book», и работа над этим проектом продолжалась до 1898 года.

Современный плакат. Бредли. 1895

Современный плакат

Велосипедное помешательство

Удивительным явлением 1890-х годов как в Европе, так и в Америке стало так называемое «велосипедное помешательство» (bicycle craze). Особенно полюбили велосипед современные эмансипированные женщины. Сьюзен Энтони, знаменитая американская феминистка и борец за права женщин заявила, что именно велосипед более, чем что-либо другое, способствует женской эмансипации. Стремление ездить на велосипеде привело к тому, что появилась рациональная женская одежда, без пышных юбок. Именно этой проблеме посвящен рекламный плакат Брэдли (1896). Восхищая зрительниц образом женщины-велосипедистки, он имел цель воздействовать на потенциальных покупательниц.

Брэдли снова использует несколько цветов, простые графические линии и характерный для модерна стилизованный цветочный мотив. Графические приемы художника напоминают прямоугольные формы, характерные как для работ Маргарет Макдональд Макинтош, так и для художников Венских мастерских — Мозера и Йозефа Хофмана (1870–1956). Плакат Брэдли, рекламирующий велосипед, появился в альманахе Жюля Шере «Les Maitres de l’Affiche», его также отпечатали на памятной американской марке. Другие работы Брэдли, рекламировавшие велосипеды, были тоже исполнены в стиле модерн и напоминали о творчестве его французских и бельгийских коллег. Однако в первом плакате, о котором шла речь, просматриваются некоторые черты, предвещающие появление модернизма.

Плакат Viktor Bicycles. Уильям Бредли. 1896Плакат для Viktor Bicycles

Всемирная выставка в Чикаго

Триумфом Брэдли оказалось оформление книги Тома Холла (1862–1900) «Когда трубят сердца» (1894), вышедшей в издательстве «Stone and Kimball» в 1894 году. Орнаментальные изогнутые линии и чувственность этой работы напоминали творчество Обри Бёрдсли, а женская фигура слева заставляла вспомнить о музах Россетти. Несомненно, Брэдли находился под влиянием увиденного на Всемирной выставке в Чикаго. Выставка оказала огромное влияние на американское искусство, и это произошло в то время, когда Америка начинала наращивать свою индустриальную мощь, которая вскоре превзойдет европейскую. По иронии судьбы выставка проводилась в ознаменование 400-летия прибытия в Новый Свет кораблей Колумба. На ней впервые в истории Всемирных выставок экспозиционные залы освещались электричеством, которое вырабатывали генераторы переменного тока, а молодой инженер Джордж Феррис (1859–1896) демонстрировал сконструированное им гигантское колесо обозрения.

Поздний период творчества Брэдли

Постепенно происходил упадок стиля модерн. В 1907 году Брэдли стал главным художником еженедельника «Collier’s Weekly». Этот пост он сохранял за собой в течение трех лет. Брэдли отвечал за оформительскую работу привлеченных им художников, таких, как Эдвард Пенфилд (1866–1925) и Эдмунд Дюлак (1882–1953), а также сам занимался журнальным дизайном. Еженедельник был основан в 1888 году выходцем из Ирландии Петером Коллиером (1849–1909). В течение последующих четырех лет журнал приобрел самый высокий рейтинг в Америке, какой только возможен для изданий такого рода. Это был один из первых еженедельников, который публиковал серьезные материалы журналистов. В разное время в нем сотрудничали такие выдающиеся личности, как Хемингуэй и даже Уинстон Черчилль (1874–1965).

"Когда трубят сердца". Бредли. Фрагмент.«Когда трубят сердца». Фрагмент.

После ухода из «Collier’s Weekly» Брэдли сотрудничал с несколькими журналами. Самыми значительными были «Century» и «Good housekeeping». Он также написал несколько коротких рассказов, читал лекции и разрабатывал новые виды шрифтов. Брэдли был арт-директором нескольких фильмов — как независимый художник, так и в составе «Hearst Corporation», куда он ненадолго вошел в 1915 году, а затем после продолжительного перерыва вернулся в 1921-ом. В 1928 году он вышел в отставку и продолжал работать над «Мемуарами», опубликованными в 1949 году.

На следующий год в престижной Хантингтонской библиотеке в Сан-Марино (Калифорния) с успехом прошла ретроспективная выставка работ Брэдли, где он получил несколько почетных наград. Его жена Алиса скончалась в возрасте 64 лет в 1952 году, и оставшиеся годы художник жил у дочери Ферн или в доме престарелых. Брэдли умер в Калифорнии в возрасте 93 лет.

Уильям Бредли. Жизнь и творчество. обновлено: 11 мая, 2018 автором: Egor Zeganov

Похожие записи..

Добавить комментарий

Adblock
detector