Сальвадор Дали. Биография и стиль.

25.06.2016


Сальвадор Дали, его жизнь и творчество.

Сон. Дали.Сон

Сальвадор Дали

Первые годы

Родился Сальвадор Дали в 1904 году в Фигерасе (Каталония). При крещении его назвали Сальвадор Дали Доменек. Менее чем за год до этого, в августе 1903, умер его старший брат, также названный Сальвадор, что позже было отражено в его автобиографии «Тайная жизнь Сальвадора Дали» как решающее событие: «Мой брат и я были похожи друг на друга как две капли воды, но у нас были разные отражения. Подобно мне, он обладал несомненной лицевой морфологией гения… Возможно, мой брат был первой версией меня самого, но слишком совершенной». Синкретические по сути размышления были характерным для Дали способом, с помощью которого он устанавливал истоки своей художественной идентичности, а подобные окруженные таинственностью высказывания, выдающие одержимость, как это было с декларацией о его гениальности, были в высшей степени типичны для его автобиографических рассказов, особенно после 1940 года.

Портрет моего умершего брата. Дали.Портрет моего умершего брата

Образование

В определенном смысле молодой Сальвадор Дали получил необычный жизненный старт. Его отец, общественный нотариус в Фигерасе, был свободомыслящим человеком и послал Дали в 1908 году (в год рождения его младшей сестры Анны-Марии) в местную муниципальную школу. В 1910 Дали начал посещать начальную школу испано-французского колледжа, где он учился (также изучая французский) до двенадцати лет. 1916-й стал важным годом: Дали не только начал среднее образование в институте Фигераса и колледже ордена маристов, но и получил опыт первого продолжительного общения с художниками, Рамоном Пичотом и Хуаном Нуньесом. Это лето Дали провел с семьей Рамона Пичота, художника тридцати с лишним лет, дружившего с Пикассо и бывшего в курсе новых художественных течений, существовавших в Париже. Тогда он открыл для себя французский импрессионизм и испанский символизм.

Постоянство памятиПостоянство памяти

Раннее творчество

Талант и энтузиазм, проявленные Дали в 1916-1922 годах в сфере искусства, не остались незамеченными его друзьями, учителями и семьей. Он создавал иллюстрации, которые публиковались в каталонских журналах, таких как «Patufet» и «Studium», и продавал свои произведения как в родном городе, так и на студенческой выставке в Барселоне. По завершении среднего образования и по совету отца, который страстно желал, чтобы сын стал профессионалом в выбранной им сфере деятельности, Дали покинул Фигерас и переехал в Мадрид, с тем чтобы учиться в Школе живописи, скульптуры и гравирования.

Мёд слаще крови. Дали. 1927.

Мёд слаще крови

Обучение Дали в академии (он был отстранен от занятий на год в 1923 за непослушание) закончилось в 1926, раньше срока, из-за его отказа сдать экзамен по теории искусства. И хотя Дали не могли удовлетворить академические предписания, ему, однако, удалось сделать две вещи: создать заслуживающие внимания произведения и, что самое главное, завести новых друзей, среди которых режиссер Луис Бунюэль, драматург и поэт Федерико Гарсиа Лорка и Педро Гарфиас — люди, сыгравшие важную роль в жизни Дали. Жизнь в Мадриде дала ему возможность познакомиться с богатым художественным материалом, как древним, так и современным.

Сюрреализм

Глубокий интерес к сюрреалистическому автоматизму обнаружился раньше, под влиянием Миро, в таких картинах, как «Мёд слаще крови» (1927), «Механизм и рука» (1927) и «Немного тлеющих углей» (1927-1928). Однако метод, который он использовал и в этих полотнах и в других, в течение ближайших лет, носил более синкретический характер и выходил за рамки сюрреалистической доктрины Бретона.

Механизм и рука. Дали. 1927.

Механизм и рука

Сальвадор Дали назвал свой стиль, сформировавшийся к концу 1920-х годов, «параноидально-критическим». Однако этот метод нуждался в контроле, критике и, что важно, технике — фактора, от которого Дали не мог отказаться и который ставит его в один ряд с такими художниками, как Магритт и Танги, практиковавшими дотошный, двусмысленный, мечтательный реализм, фигуративный и биоморфный, соответственно, так называемый «правдоподобный сюрреализм».

Сон, вызванный полетом пчелы за секунду до пробужденияСон, вызванный полетом пчелы за секунду до пробуждения

Последние годы

В последние годы Сальвадор Дали был одержим идеей вечности, бессмертия и славы. Подобная самомистификация в типичной «Далианской» манере (пользуясь его собственной терминологией) сопровождалась тенденцией к скандалам, к тому же в последние годы были опубликованы его «Дневник гения» (с приложением «Искусство пука») и «Необыкновенные признания Сальвадора Дали» (1976). Однако самым большим предприятием последних лет его жизни стало устройство Театра-музея Дали в Фигерасе. Для художника, который вел активную жизнь, было логично, что его мемориалом стал театр-музей. Вплоть до его смерти в 1989 (Дали похоронен в склепе) и в дальнейшем это место было и остается одним из его самых фантастических творений, которое увенчало замечательный проект Дали, начатый еще в 1920-е годы и посвященный формированию мифа о собственной художественной идентичности.

Сальвадор Дали. Биография и стиль. обновлено: Сентябрь 12, 2017 автором: Глеб

Похожие записи..

Добавить комментарий