Биография и стиль художника-модерниста.
Ян Тороп (1858–1928)
Доминанта символизма
Ян Тороп приехал в Голландию со своего родного острова Ява, когда ему было 14 лет. В 1876–1882 годах учился в Делфте и Амстердаме, затем поселился в Брюсселе, где в 1885 году завершил художественное образование. Он был одним из членов группы «Двадцать». Ранние картины Торопа по стилю тяготеют к импрессионизму, но затем художник перенимает манеру одного из своих товарищей, также члена группы «Двадцать», Джеймса Энсора (1860–1949), который накладывал мастихином толстые слои краски на холст.
К концу 1880-х годов колорит картин Торопа становится более темным, что отражает увлечение художников-символистов изображениями темных сторон человеческого существования, отрицание ими материализма и поляризацию понятий добра и зла. Взгляды символистов прослеживаются в картине Торопа Песни времен (или Песни веков, 1893). Эта горизонтальная композиция напоминает фриз. Было высказано предположение, что фигуры с длинными струящимися волосами заимствованы Торопом из культуры родного ему острова Явы, однако они напоминают и о других источниках, влиявших на эклектичную смесь, сформировавшую стиль модерн. То, что в качестве основы для своей работы Тороп использовал дерево, подтверждает его верность традициям индонезийской культуры. В Индонезии часто использовали этот материал для скульптуры. В картине также ощущается влияние стиля Маргарет Макдональд Макинтош (1865–1933). Маргарет не была связана с символизмом, однако ее работа в Глазго и принадлежность к так называемой «школе привидений» отмечена тем же интересом ко всему жуткому, который отличал символистов. Об этом свидетельствует ее Панель из кованого металла (1898–1899) — часть каминного экрана, который Маргарет изготовила для выставки венского Сецессиона 1900 года.
Панель из кованого металла. Маргарет Макинтош.
Влияние искусства Явы
Персонажи картины Торопа Три невесты (1893) с их похожими на стебли растений руками напоминают фигурки традиционного кукольного театра острова Явы. Традиция кукольных представлений насчитывает по крайней мере 2000 лет. Когда на Яву пришел ислам, запрещавший изображения богов в человеческом обличье, жители Явы стали разыгрывать сценки, где вместо фигур действовали тени. Сам Тороп так говорил о работе над Тремя невестами: «…Невеста в центре обозначает высшее желание духовного… и идеальное страдание. Невеста слева символизирует духовное страдание. Это мистическая невеста с глазами, широко раскрытыми от страха». Художник утверждал, что третья фигура есть выражение материалистического начала.
Тороп и социальные вопросы
Как и многих художников того времени, Торопа интересовали общественные и политические вопросы, связанные с классовым угнетением и положением низших слоев общества. В то время как его французские коллеги читали Малларме, Тороп читает Мориса Метерлинка (1862–1949), бельгийского писателя, лауреата Нобелевской премии. Но в отличие от Метерлинка, который отвергал католическую веру, Тороп всей душой воспринял религиозные постулаты. Он крестился в 1905 году вместе с дочерью Шарли. Вскоре после этого Тороп стал писать картины на религиозные темы, основанные научении католического монаха Дезидериуса Ленца (1832–1928). Ленц был основателем художественной школы религиозного искусства в Бойроне (земля Баден-Вюртемберг в Германии). Одним из первых он выдвинул идею возвращения к религиозной стенной живописи, использующей византийские и ренессансные художественные традиции. Ленц особенно настаивал на применении геометрических форм, сходных со смальтой, из которой в мозаике складывается целостный образ. По всей видимости, эти взгляды оказали глубокое воздействие и на Густава Климта (1862–1918). Помимо живописи Тороп занимался также декоративным творчеством и несколько раз получал от католической церкви заказы на изготовление витражей. Стиль Торопа считали авангардным. Он писал аскетические лица с заостренными чертами. Несмотря на модернистскую эстетику, в работах Торопа всегда присутствует ощущение мистического и символического начала.