Песня времени. Тороп.

Ян Тороп. Жизнь и творчество.

08.10.2016


Биография и стиль художника-модерниста.

Ян Тороп (1858–1928)

Доминанта символизма

Ян Тороп приехал в Голландию со своего родного острова Ява, когда ему было 14 лет. В 1876–1882 годах учился в Делфте и Амстердаме, затем поселился в Брюсселе, где в 1885 году завершил художественное образование. Он был одним из членов группы «Двадцать». Ранние картины Торопа по стилю тяготеют к импрессионизму, но затем художник перенимает манеру одного из своих товарищей, также члена группы «Двадцать», Джеймса Энсора (1860–1949), который накладывал мастихином толстые слои краски на холст.

Песня времени. Тороп.Песня времени

К концу 1880-х годов колорит картин Торопа становится более темным, что отражает увлечение художников-символистов изображениями темных сторон человеческого существования, отрицание ими материализма и поляризацию понятий добра и зла. Взгляды символистов прослеживаются в картине Торопа Песни времен (или Песни веков, 1893). Эта горизонтальная композиция напоминает фриз. Было высказано предположение, что фигуры с длинными струящимися волосами заимствованы Торопом из культуры родного ему острова Явы, однако они напоминают и о других источниках, влиявших на эклектичную смесь, сформировавшую стиль модерн. То, что в качестве основы для своей работы Тороп использовал дерево, подтверждает его верность традициям индонезийской культуры. В Индонезии часто использовали этот материал для скульптуры. В картине также ощущается влияние стиля Маргарет Макдональд Макинтош (1865–1933). Маргарет не была связана с символизмом, однако ее работа в Глазго и принадлежность к так называемой «школе привидений» отмечена тем же интересом ко всему жуткому, который отличал символистов. Об этом свидетельствует ее Панель из кованого металла (1898–1899) — часть каминного экрана, который Маргарет изготовила для выставки венского Сецессиона 1900 года.

Маргарет Макдональд Макинтош. Панель из кованого металла.Панель из кованого металла. Маргарет Макинтош.

Влияние искусства Явы

Персонажи картины Торопа Три невесты (1893) с их похожими на стебли растений руками напоминают фигурки традиционного кукольного театра острова Явы. Традиция кукольных представлений насчитывает по крайней мере 2000 лет. Когда на Яву пришел ислам, запрещавший изображения богов в человеческом обличье, жители Явы стали разыгрывать сценки, где вместо фигур действовали тени. Сам Тороп так говорил о работе над Тремя невестами: «…Невеста в центре обозначает высшее желание духовного… и идеальное страдание. Невеста слева символизирует духовное страдание. Это мистическая невеста с глазами, широко раскрытыми от страха». Художник утверждал, что третья фигура есть выражение материалистического начала.

Три невесты. Тороп.

Три невесты

Тороп и социальные вопросы

Как и многих художников того времени, Торопа интересовали общественные и политические вопросы, связанные с классовым угнетением и положением низших слоев общества. В то время как его французские коллеги читали Малларме, Тороп читает Мориса Метерлинка (1862–1949), бельгийского писателя, лауреата Нобелевской премии. Но в отличие от Метерлинка, который отвергал католическую веру, Тороп всей душой воспринял религиозные постулаты. Он крестился в 1905 году вместе с дочерью Шарли. Вскоре после этого Тороп стал писать картины на религиозные темы, основанные научении католического монаха Дезидериуса Ленца (1832–1928). Ленц был основателем художественной школы религиозного искусства в Бойроне (земля Баден-Вюртемберг в Германии). Одним из первых он выдвинул идею возвращения к религиозной стенной живописи, использующей византийские и ренессансные художественные традиции. Ленц особенно настаивал на применении геометрических форм, сходных со смальтой, из которой в мозаике складывается целостный образ. По всей видимости, эти взгляды оказали глубокое воздействие и на Густава Климта (1862–1918). Помимо живописи Тороп занимался также декоративным творчеством и несколько раз получал от католической церкви заказы на изготовление витражей. Стиль Торопа считали авангардным. Он писал аскетические лица с заостренными чертами. Несмотря на модернистскую эстетику, в работах Торопа всегда присутствует ощущение мистического и символического начала.

Ян Тороп. Жизнь и творчество. обновлено: 15 сентября, 2017 автором: Egor Zeganov

Похожие записи..

Добавить комментарий

Adblock
detector