Ангелика Кауфман. Жизнь и творчество.

20.01.2017


История творческого пути первой «художницы века».

В этот день, 7 ноября 1807 года, жители Рима имели возможность наблюдать необычное зрелище: похороны, организованные скульптором Антонио Кановой (1757–1822). Пятьдесят священников, пятьдесят монахов-капуцинов, высшие прелаты в парадных робах, многочисленные монахи в миру и огромная толпа народа пришли отдать последний долг художнику Ангелике Кауфман (1741–1807). Девушки в античных одеяниях сопровождали катафалк. Они выглядели так, словно только что сошли с картины художника прошлого. Непосредственно за катафалком шли президент Академии художеств и другие именитые люди искусства. Позади них в траурной процессии несли два произведения покойной. На бархатной подушечке лежала изваянная из мрамора Антонио Кановой правая рука Ангелики и ее украшенный лавровым венком мольберт.

Автопортрет. Кауфман.

Автопортрет художницы

Ангелика Кауфман — «римский Чичероне»

Ранние годы

Ангелика Кауфман принадлежит наряду с француженкой Элизабет Виже-Лебрен (1755–1842) и итальянкой Розальбой Каррьерой (1675–1757) к выдающимся художникам XVIII века. Кауфман родилась 30 октября 1741 года в швейцарском городе Хуре. Большую часть жизни провела в Лондоне и Риме. Уже ребенком великолепно владела как своим родным языком, так и итальянским, английским и французским. В 1768 году благодаря почитателю ее таланта сэру Джошуа Рейнольдсу (1723–1792) Ангелика поступает в основанную им Лондонскую королевскую академию. До 1922 года только она и Мэри Мазер представляют женщин среди членов Академии.

Портрет Иоганна Иохима. Кауфман.

Портрет Иоганна Иохима

Обучение

Впервые Ангелика Кауфман посещает Рим в 1758 и встречает там в лице немецкого ученого и археолога Иоганна Иохима Винкельманна (1717–1768) опытного наставника. В то время он считался ведущей фигурой нового направления в искусстве — классицизма. После «перенасыщения» барокко и «вычурности» рококо это альтернативное направление было возвратом к ясности, простоте и красоте Ренессанса. Викельманн одобрил желание Кауфман писать классические сцены мифологической тематики, характерные для исторической живописи — этого выразительного возвышенного вида искусства, изучаемого на высших курсах Академии.

Гектор зовет Париса на битву. Кауфман.Гектор зовет Париса на битву

Карьера

Затем начинается не имеющая примеров среди живописцев карьера с многочисленными заказами и официальными чествованиями. В 1781 году Ангелика выходит замуж за выдающегося художника Антонио Цукки. Годом позже супруги переезжают в Каза де Стефанони на виа Грегориана в Риме, где до них жил и работал Антон Рафаэль Менгс (1728–1779) — последователь Пьера Сюблейры (1699–1749). Изящно обустроенный дом превращается впоследствии в центр общественной жизни. Здесь, где находилась ценная коллекция картин, скульптур, гипсовых слепков и книг, собирались люди искусства и просто друзья. Красноречивый экскурсовод, «Чичероне Рима» — хозяйка дома не терпела, когда кто-нибудь из гостей — видных политических деятелей, ученых или людей искусства начинал высказывать свои суждения об искусстве античного Рима. Она посещает знаменитые места античной культуры и выдающиеся коллекции картин и скульптур города. Так, воскресные прогулки с Иоганном В. Гете (1749–1832) во время его пребывания в Риме (1786–1788) вошли в историю.

Аллегория поэзии и музыки. Кауфман.

Аллегория поэзии и музыки

Еще при жизни Ангелика Кауфман была удостоена почестей и признания. Немецкий философ Йоханн Готтфрид Хердер (1744–1803) называл ее «вероятно, самой образованной женщиной в Европе». Гете, связанный с Кауфман доверительными отношениями, описал ее в созданных в 1787 году «Итальянских путешествиях» как женщине, которая олицетворяла все прекрасное, истинное, нежное, и назвал ее «женщиной поистине неслыханного таланта». В «Римском карнавале» (1789) он величает ее «первой женщиной — художником века».

Миранда и Фердинанд. Кауфман.Миранда и Фердинанд

Ангелика Кауфман. Жизнь и творчество. обновлено: Сентябрь 16, 2017 автором: Глеб

Похожие записи..

Добавить комментарий