Дата создания: около 1500 года.
Тип: дерево (тополь), темпера.
Габариты: 66*186 см.
Сцены из жизни святого Зиновия
Шпалера
Во Флоренции XV века существовала старая традиция писать картины, на которых изображалась кипучая жизнь и множество маленьких фигур. Фигуры на одном и том же полотне повторялись в последовательных сюжетах и таким образом рассказывалась история, состоящая из нескольких событий. Картины были, как правило, горизонтального формата. Их называли еще «сундуковыми» картинами. Они часто служили передней стенкой сундуков и ларцов. Но использовались также и как настенное украшение в домах патрициев. Картины вешались на уровне глаз (плеча) и отсюда произошло их второе название «шпалеры» (spalla — плечо).
Части картины
Дрезденские «Сцены из жизни Зиновия» являются одной из четырех картин одной серии, две других находятся в Лондонской Национальной галерее, а четвертая в Нью-Йорке, в музее Метрополитен. Последние исследования показали, что картину Ботичелли заказал некий Франческо де Джироламо накануне свадьбы своего сына Зиновия с Марией ди Салви Боргерини, которая состоялась в 1500 году. Семья Джироламо считала святого Зиновия одним из основателей своего рода.
Первая работа
Первая и вторая картины цикла хранятся в Лондонской Национальной галерее. В первой части показаны свадьба, крещение и возведение в ранг Епископа Зиновия.
Три чуда
Вторая картина изображает три чуда, совершенных Зиновием: изгнание бесов из пары одержимых, исцеление слепого, а так же воскрешение женщины.
Третья картина
Хранящаяся в Метрополитен-музее (Нью-Йорк), предпоследний эпизод показывает воскрешение Зиновием юноши и дьякона Евгения, исцеление раненного.
Описание «дрезденской версии»
Зиновий был епископом Флоренции в V веке. В выполненном в типичных красках эпохи Возрождения полотне художник соединил четыре ярких эпизода. В левой части происходит трагическое происшествие: мальчик погибает под колесом тяжелой повозки. Затем убитая горем мать приносит тело мальчика в храм, к дьякону Евгенио. Третий эпизод повествует о радостном исцелении. Благодаря молитве святого Зиновия мальчик может вернуться к матери. В правой части картины мы видим святого, лежащего на смертном одре. Предчувствуя скорую кончину, он благословляет двух епископов и монахов, стоящих подле него.