Джорджо Вазари и «Жизнеописания»

25.12.2016


Отец истории искусств в том виде, в котором мы ее знаем и его знаменитый труд.

Благовещение. Вазари.

Благовещение

Жизнеописания

Непреходящая слава и значение личности Джорджо Вазари (1511–1574) для истории искусства основаны, прежде всего, на его литературном труде «Жизнеописания крупнейших художников, скульпторов и архитекторов». Это объемное произведение создано на основе многочисленных материалов и источников, собранных им по всей Италии. В нем даны биографии итальянских художников и скульпторов, начиная со Средневековья и кончая XVI веком. Биографии следуют в хронологическом порядке, начиная с жизнеописания Чимабуэ и заканчивая биографией Микеланджело. Только во второе, трехтомное, издание 1568 года вошли биографии поздних мастеров и современников автора. Определенным статьям соответствуют гравюрные портреты.

Жизнеописания. Обложка. Вазари.

Обложка жизнеописаний

«Жизнеописания» Вазари и по сей день — неисчерпаемый источник информации, несмотря на то, что исследователи нашли в них множество ошибок и неточностей. Весьма остроумные анекдоты из жизни великих художников выставляют некоторых из них в совершенно новом свете. Они изобилуют воспоминаниями современников и житейскими подробностями. «Жизнеописания» представляют собой живое и наглядное изображение ведущих художников, скульпторов и архитекторов Италии. Так, из «Жизнеописаний» стало известно, что в XIII веке. Чимабуэ первым начал писать картины на досках, а Мазаччо «был скромным, приветливым, добродушным человеком, равнодушным к одежде, еде и прочим радостям мира сего». Нечто подобное мы узнаем о Донателло, который не принял в подарок от семейства Медичи роскошного одеяния, так как старое казалось ему более удобным. Фра Анджелико, «ангелоподобный брат», никогда не брал в руки кисть, не сотворив молитву. Помимо этого, как явствует из «Жизнеописаний», он не мог без слез писать сцену Распятия Христа. Черты лица Рафаэля и его характер, по словам автора, были так же прекрасны и изящны, как и его произведения. Понтормо описан в книге Вазари как эгоист, эксцентричная натура и мизантроп. Поэтому считает Вазари, из-под его кисти выходили недоступные пониманию современников произведения.

Персей и Андромеда. Вазари.

Персей и Андромеда

Биографии выстроены Вазари по античной исторической схеме — расцвет, упадок, новое рождение. Под расцветом он понимает античность, под упадком — Средневековье, а под новым рождением — начавшееся в XIV веке Возрождение. Новое рождение, в свою очередь, подразделяет на три этапа: детство (XIV век), юность (XV век) и зрелые годы (XVI век). Впервые в истории искусства Вазари критически рассматривает работы различных мастеров с точки зрения стиля. Его критериями оценки являются «inventione» (находка, изобретение, идея) и «disegno» (рисунок, линия) — два признака, которые он называет отцом и матерью всех искусств. Максимально полный расцвет искусства Вазари видел в трудах своего современника Микеланджело. Вазари писал, что тот был послан самим Богом с небес на землю, во Флоренцию, чтобы творить в этом городе. Божественный Микеланджело представляет собой сверкающий апофеоз творения. По мнению Вазари, лишь он сумел не просто следовать античному искусству, а превзойти его по красоте, грации и богатству творческих замыслов.

Живописец

Джорджо попал в историю не только как теоретик искусства, но и как живописец, график и архитектор. Он разработал проект флорентийского дворца Уффици, превращенного позднее в музей, где и по сей день хранятся главные шедевры мастеров, о которых Вазари писал в своем трактате.

Аллегория непорочного зачатия. Вазари.

Аллегория непорочного зачатия

Джорджо Вазари и «Жизнеописания» обновлено: 14 января, 2018 автором: Egor Zeganov

Похожие записи..

Добавить комментарий

Adblock
detector