Похищение Европы. Тициан.

Эпоха Возрождения

31.01.2017


Краткий путеводитель по идеям эпохи европейского Возрождения.


Ренессанс

История и особенности

В течение двухсот лет Европа стала свидетелем удивительного возрождения живописи, скульптуры и архитектуры, эпицентром которого стала Италия. Понятие «эпоха Возрождения» появилось в 19-ом веке благодаря трудам историка Мишле и профессора истории искусств Якоба Буркхарда.

Характеристика

Итальянский Ренессанс восстановил западное искусство в соответствии с принципами классического греческого искусства, особенно в области скульптуры и живописи. С начала 14-го века, в поисках нового набора художественных ценностей и ответа готическому стилю, итальянские мастера и мыслители стали вдохновляться идеями античных Греции и Рима, что прекрасно гармонировало с их желанием создать универсальный и благородный вид искусства и выразить настроение того времени.

Сотворение Адама. Микеланджело.Сотворение Адама

Гуманизм

Прежде всего, искусство того времени было обусловлено философским понятием «гуманизм», основанном на имеющихся достижениях (например, демократических).

В изобразительном искусстве гуманизм выступает за:

  • Создание уникальной композиции вместо стереотипных и символических образов.
  • Больший реализм и внимание к деталям, что нашло отражения в развитии теорий линейной перспективы. Этот подход объясняет и почитание классических скульптур, и выход из моды византийских работ.
  • Упор на развитие и продвижение добродетельного действия. Ведущий теоретик искусств того времени Альберти (1404-1472) заявлял, что «счастье не может быть достигнуто без добрых, справедливых и праведных дел».

Причины

До сих пор неясно, что послужило причиной такого изменения в искусстве. Хотя темные века для Европы закончились и христианская церковь в 12-13 веке испытала перерождение, в 14-ом веке случились серьезные проблемы с урожаями, эпидемия чумы и война Англии с Францией. Поэтому причиной прорыва в творчестве, безусловно, послужил целый ряд факторов и исторических событий.

Положительные тенденции развития наблюдаются в то время в Италии. Венеция и Генуя богатели на торговле с Востоком, а Флоренция стала центром ювелирного искусства, производства шерсти и шелка. Процветание постепенно приходит и в Северную Европу, о чем свидетельствует создание союза Ганзы.

Распространению новых идей способствует изобретение книгопечатания, что, в некоторой степени, отражает нетерпение из-за медленного прогресса после тысячи лет культурного и интеллектуального голода, стремление к повторному рождению.

Весна. Боттичелли.Весна. Боттичелли.

Слабость церкви

Шаткое положение церкви дало дополнительный импульс к развития. Это приводит к подъему гуманистических воззрений и побуждает духовенство к украшению храмов и церквей, сотрудничеству с архитекторами и скульпторами. Реакция на подобное изменение, известная как контрреформация, продлилась до конца шестнадцатого века.

Развитие

Эпоха Возрождения также параллельна началу великих западных открытий. Европейцы исследуют новые морские пути, осваивают континенты и создают новые колонии. Новые исследования происходят и в других областях, относящихся к науке, природе и миру. Мастера изобразительных искусств демонстрируют свое собственное стремление к новым методам и знаниям. По словам итальянского художника, архитектора и историка Джорджо Вазари (1511-1574), растет не только уважение к искусству и классической античности, но и желание учиться у природы, подражать ей.

Благовещание. Вазари.

Благовещание. Вазари.

Эпицентр

В дополнение к статусу самой богатой торговой нации, Италия имела в своем распоряжении огромное число классических работ и артефактов. Примеры римской архитектуры и скульптуры, а также древнегреческие работы находились почти в каждом городе страны. Кроме того, падение Константинополя – столицы Византийской империи – заставило многих греческих ученых эмигрировать Италию, вместе со своими классическими идеями и важными текстами. Все эти факторы объясняют, почему именно эта страна стала центром европейского Возрождения.

Тайная вечеря. Леонардо.Тайная вечеря. Леонардо.

В Испании

В 1492 году завершилась реконкиста – освободительная борьба испанцев с арабами, длившаяся на протяжении восьмисот лет. Став независимой, Испания к началу XVI столетия завоевала Новый Свет, часть Италии и Нидерланды и за сто лет превратилась в богатейшее государство. Испанская культура XV века, отличаясь стойкой зависимостью от средневековых религиозных канонов, долгое время была закрытой для ренессансного мировоззрения. Глубокая религиозность, преданность идеям католической веры, воспитанная веками борьбы с завоевателями-мусульманами, стала одной из главных особенностей испанского национального характера, самобытно и ярко отразившегося в искусстве.

В XVI веке в испанской живописи начинаются процессы, свидетельствующие о формировании национального стиля. Колоссальные богатства, в XV веке текущие в страну из колоний, были исчерпаны; с экономическими трудностями пришли мрачные времена государственного и церковного террора. Этот трудный период в испанской истории вместе с тем стал и началом её культурного возрождения. Пожалуй, наиболее ярко противоречия эпохи отразились в творчестве одного из самых значительных мастеров середины XVI столетия Луиса де Моралеса, работавшего в провинции Эстремадура. В трагических, экзальтированные образах святых, созданных художником в традициях национальной религиозной живописи, ощущается влияние стиля Леонардо да Винчи, творчество которого было хорошо известно в Испании по многочисленным гравюрам с картин гениального итальянца.

В Англии

Английское искусство даже в XVIII веке было мало известно европейцам. Россия была едва ли ни единственной страной, где английскую культуру знали и уважали. Специфика развития английского искусства такова, что начиная с эпохи становления в XVI веке портрет считался ведущим жанром. Черты национального Возрождения проявляются в культуре Англии довольно поздно, во второй половине XVI столетия. Однако гениальные художники, равные по уровню великому Шекспиру, философам Бекону и Мору, в стране не появились. В течение долгого времени живопись не занимала в культуре Британии ведущее место. Начальный этап развития национальной живописи связан с прибытием в Лондон в 1526 году великого немецкого портретиста Гольбейна Младшего, приглашенного королем Генрихом VII. Гольбейн прожил к Англии более десяти лет, и созданные им шедевры портретного искусства стали яркой, но недосягаемой школой мастерства для его английских последователей. Подлинный расцвет английской живописи наступил лишь в середине XVIII века.

Мертвый Христос в гробу. Ганс Гольбейн.Мертвый Христос в гробу. Ганс Гольбейн.

Этапы

В Италии и Испании

  1. 1280-1400 – Прото-Ренессанс.
  2. 1400-1490 – раннее Возрождение.
  3. 1490-1530 – Высокое Возрождение.
  4. 1530-1600 – Маньеризм.

Северная Европа

1400-1600 – Северное Возрождение.

Влияние Возрождения

Развитие живописных техник приводят к созданию новых художественных методов и улучшению старых. Подъем наблюдается в создании линейной перспективы и ракурса. Возникает квадратура – метод настенной живописи, дополняющий и расширяющий архитектурные особенности помещений. Знаковым приемом эпохи становится техника сфумато, примененная Леонардо да Винчи при работе над Моной Лизой.

Мона Лиза. Леонардо.

Мона Лиза

В Северной Европе ренессанс характеризуется достижениями в представлении света, его распространения и отражения, что находит отражение в портретной живописи и натюрмортах. Связано это отчасти с тем, что большинство художников северного Возрождения использовали масляные краски в начале 15-го века, предпочитая их темпере или фреске, которые (по многим причинам, в том числе климатическим) все еще являлись предпочтительными и популярными в Италии.

В религиозном искусстве того времени доминирует изображение апостолов и членов Святого Семейства, которые изображаются как живые люди. Их позы и окружение выражают реальные человеческие эмоции. Также пользуются популярностью сюжеты и истории из классической мифологии, иллюстрирующие идеи гуманизма.

Вознесение Девы Марии. Тициан.

Вознесение Девы Марии. Тициан.

Стоит отметить и то, что статус профессии художников и скульпторов переходит на новый уровень, ведь теперь создание картин и скульптур требует мыслительных подготовки и серьезной техники.

Галереи

Следующие итальянские галереи имеют значительные коллекции картин или скульптур эпохи Возрождения:

  • Галерея Уффици.
  • Дворец Питти.
  • Музеи Ватикана.
  • Галерея Дориа-Памфили.
  • Каподимонте музей.
  • Музей Изабеллы Стюарт Гарднер.

Заключение

Основной вклад итальянского Возрождения в историю искусства можно обозначить как продвижение классических античных идеалов, что вылилось в классическое развитие западной живописи и скульптуры. Хотя современные художники и исследуют новые формы искусства, для запада основной моделью остается греческая античность и ее интерпретация в виде Ренессанса.

Лаокоон. Эль Греко.Лаокоон. Эль Греко.

Эпоха Возрождения обновлено: Июнь 10, 2017 автором: Глеб

Похожие записи..

Добавить комментарий